Новости Этнопарка [1272] |
Новости Cпорта [139] |
Олимпийские игры [23] |
Информация [41] |
Памятные даты [145] |
Незримое присутствие | |
1 мая исполняется девяносто четыре года со дня рождения великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева, одного из единомышленников основателя Парка истории реки Чусовой Леонарда Дмитриевича Постникова. Всегда, когда заходит речь о таком серьёзном возрасте, как девяносто четыре года, начинаешь не без сомнения прикидывать: а смог бы дожить человек до оных лет или нет? Хотя некоторые ветераны Великой Отечественной (а Виктор Петрович обуглен и закалён ею), слава Богу, здравствуют и поныне. И даже те, кто родился не в 1924 году, как Астафьев, а раньше. Тут, видно, уж как Господь рассудит и кому какой срок назначит. Но Астафьева уже нет с нами семнадцать лет. То есть, по сути, за это время подросло очередное поколение. Что ему до астафьевских книг, среди которых – «Пастух и пастушка», «Кража», «Царь-рыба», «Последний поклон», «Прокляты и убиты»?.. Помню, как в одном из своих многочисленных интервью (журналисты обожали записывать астафьевскую речь, изобилующую самоцветными, а иногда и сердитыми, необработанными словечками) Виктор Петрович размышлял о том, долго ли его будут помнить после кончины. «Потелепаются маленько, посудачат, а потом и забудут», - такими были его слова. Заглянет заезжий пилигрим в домик-музей, что на Партизанской, прикинет, как умещалась здесь, на шестнадцати квадратах, семья из пяти человек, включая няньку, посмотрит в окошко, как с горы – мимо домика – шуруют громыхающие большегрузы (а ведь писателю надо, кроме домашних и других дел в статусе «литраба» местной газеты, сосредоточиться до овеществления книг), и только покачает головой, ибо невозможно в подобной обстановке заниматься творчеством. Но так жили и, если взять деревянную часть Старого города, между прочим, в известном смысле продолжают жить немало чусовлян. Другое дело, что нет среди них Астафьева… Помнится, когда в начале девяностых автор этих строк побывал у него в красноярской Овсянке, то стал невольным свидетелем, как прибывшая к писателю очередная интервьюерша интересовалась об отношении Астафьева к внедрение в сознание читательской массы новых, вылезших из-под спуда творений – например, романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», который уже начали сравнивать с «Войной и миром» Льва Толстого. На что Виктор Петрович, прищурившись, ответствовал: - Торопятся, как всегда… Посему возвращение к Астафьеву и его книгам – впереди, и оно обязательно наступит тогда, когда измотанные теперешним российским капитализмом новые поколения наедятся его до отрыжки, и им потребуется иное – таящее поиск красоты и правды. А об ином поведают книги таких писателей, как Виктор Петрович, чьё литературное становление берёт начало здесь, на Чусовской земле. Для нас же с вами важно, что этнографический парк хранит присутствие Астафьева во всем – в говоре речки Архиповки, где писатель ловил хариусов, в памятном знаке «Царь-рыба», установленном возле пруда, в портрете Виктора Петровича кисти художника Павла Шардакова – «самом лучшем», как нарекла его директор парка Ольга Леонардовна Постникова, на который можно посмотреть, зайдя в «Трапезную», где, кроме этого портрета, экспонируются многие-многие другие работы пермских и чусовских живописцев, отображающие «слоистую» летопись уральского града Китежа. Юрий Беликов | |
Категория: Памятные даты | Дата:01.05.2018 11:26 |
Просмотров: 1184 |
Теги: |