Новости Этнопарка [1271] |
Новости Cпорта [139] |
Олимпийские игры [23] |
Информация [41] |
Памятные даты [145] |
Спасибо! | |
Случайности не случайны. Каждый из нас порой замечал как те или иные незначительные на первый взгляд моменты жизни кардинально влияют на изгибы и повороты реки жизни? В Парке истории реки Чусовой таких моментов предостаточно. Но наиболее судьбоносные связаны с тремя именами – Леонард Постников, Павел Шардаков и Ермак. Основатель спортшколы «Огонек» и Парка Леонард Дмитриевич и художник Павел Федорович задолго до своего знакомства горели идеями о поднятии атамана Ермака из глубин истории. Парк был основан 1 сентября 1981 года – спустя 399 лет (а по некоторым источникам 400) после начала похода Ермака в Сибирь. Первый портрет атамана Ермака кисти П. Шардакова был презентован в «Музее похода Ермака в Сибирь» ровно через 400 лет со дня гибели Ермака – 5-6 августа 1985 года. Всё это и повлияло на то, что сейчас наш Парк имеет второе неофициальное имя – «Музей Ермака». Тема Ермака в творчестве Павла Федоровича была мечтой, но была и основная работа – работа художником-монументалистом. Совместно с Евгением Широковым он сделал ряд росписей на объектах в Пермском крае. А в 1965 году был приглашен для выполнения мозаичных панно в Волгоград, где и остался со своей супругой Светланой Сергеевной. Именно к ней в гости и отправились сотрудники Парка с целью дальнейшего исследования творчества художника. Светлана Сергеевна Шардакова – это поистине проводник между творчеством своего супруга и зрителем. Это касается и дарения картин Павла Федоровича в музеи, галереи и детские художественные школы, и ведения персонального сайта с большим количеством фотографий картин и статей, издания книг. Во время пребывания сотрудников Парка в Волгограде им удалось не просто воочию увидеть и запечатлеть огромные мозаичные панно на Волгоградском тракторном заводе, мозаики геральдических знаков родов войск, принимавших участие в Сталинградской битве, на потолке в Музее-панораме «Сталинградской битвы». А еще – узнать много интересного (но нигде не опубликованного!) о создании живописных и монументальных работ Павла Федоровича, посетить трапезную Собора Казанской иконы Божией матери, где расположен триптих к 1000-летию принятия христианства на Руси, и могилу художника. Под впечатлением от всего увиденного и узнанного возник вопрос: насколько ценным бывает «спасибо»? Ведь в последнее время мы часто говорим его автоматически, не вкладывая в него ни искренней благодарности, ни эмоций. Но бывают такие «спасибо», которые входят в исторические и художественные хроники и связывают не только людей, но и города. «С легендами, с мыслью о Ермаке я жил с самого раннего детства. Родители часто пели старинную народную песню «Ревела буря, дождь шумел…» - именно эти слова Заслуженного художника РФ Павла Федоровича Шардакова присутствуют практически в каждой статье, посвященной его работам на тему атамана Ермака Тимофеевича. И воплотить мечты о создании картин на эту тему ему помог Леонард Дмитриевич Постников, предложив написать портрет атамана для музея при спортшколе «Огонек». Впечатления во время презентации картины в 1985 году и реакция гостей на столь живое изображение так воодушевили Павла Федоровича, что им было принято решение создать цикл картин «Поход Ермака в Сибирь», который дал название музею и стал его «жемчужиной». Внимательный зритель, особенно знакомый с картинами во время экскурсии в Парке, заметит, что лица двух воинов чуть позади атамана на центральной картине цикла «Ермак с дружиною» прописаны наиболее подробно. И неудивительно. С белой бородой – Леонард Дмитриевич, а с темной – сам Павел Федорович. «Цикл моих картин «Поход Ермака» я посвятил заслуженному работнику культуры России Леонарду Дмитриевичу Постникову. Патриот родного Уральского края, страстный поборник народного наследия, человек с большим и горячим сердцем, он вдохновил меня на создание этого цикла», - таков эпиграф к статье «Ревела буря…» Павла Федоровича. И это первое «спасибо». Хранителем второго «спасибо» является упомянутый выше Собор Казанской иконы Божией матери в Волгограде. В трапезной собора в 1988 году к 1000-летию принятия христианства на Руси Павел Федорович выполнил триптих. И при взгляде на его центральную часть обращаешь внимание на знакомую композицию – позади держащего в руках икону святого, как позади Ермака со щитом, два уже знакомых лица – Леонарда Дмитриевича и Павла Федоровича. Техника исполнения обеих работ – яичная темпера по левкасу, а также их месторасположение – в здании старинной часовни и в соборе подчеркивают искренность благодарности художника к воплотителю мечты. Павел Федорович более чем за полвека сумел не просто создать огромное количество художественных работ, находящихся в настоящее время в музеях и частных коллекциях по всему земному шару, но сумел передать через написанные образы те тончайшие грани эмоций и чувств, которые по своей силе превосходят любые слова. Отдельное спасибо Светлане Шардаковой за теплый прием гостей из Парка и познавательную экскурсию по городу! 1. Центральная часть триптиха к 1000-летию принятия христианства на Руси в трапезной Собора Казанской иконы Божией матери в Волгограде. 2. Фрагмент центральной части триптиха к 1000-летию принятия христианства на Руси в трапезной Собора Казанской иконы Божией матери в Волгограде. 3. Центральная картина цикла «Поход Ермака в Сибирь» «Ермак со дружиною» 4. Заводоупраление Волгоградского тракторного завода имени Ф.Э. Дзержинского. 5. Мозаичное панно "Завод-солдат" на ризалите заводоуправления ВгТЗ. 6. Светлана Сергеевна Шардакова супруга художника. Волгоград. Октябрь 2019 года. 7. Геральдические знаки родов войск, принимавших участие в Сталинградской битве (фрагмент потолка). 8. Собор Казанской иконы Божией матери в Волгограде. 9. Мозаичное панно "Завод-труженик" на ризалите заводоуправления ВгТЗ. 10. Леонард Дмитриевич Постников и Павел Фёдорович Шардаков на крыльце музея Ермака. | |
Категория: Новости Этнопарка | Дата:29.10.2019 19:41 |
Просмотров: 1258 |
Теги: |