Присоединяйтесь!

Telegram канал Парка реки Чусовой

Livejournal

RSS канал новостей Парка реки Чусовой

Пушкинская карта

Госуслуги

Есть вопрос?

Ссылки

Статистика

Поиск

Фото из истории

Архив новостей

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Главная » 2017 » Октябрь » 24 » Провидец с глазами ребёнка
Новости Этнопарка [1280]
Новости Cпорта [139]
Олимпийские игры [23]
Информация [41]
Памятные даты [145]

Провидец с глазами ребёнка

Павел Федорович Шардаков

24 октября родился уже ставший легендарным замечательный художник, создавший живописную летопись работ о походе Ермака Павел Фёдорович Шардаков. 

Он запомнился мне таким: большим ребёнком с ясными голубыми очами, которым он оставался до конца своих дней. Явившийся на свет в 1929 году в деревне Копылы Оханского района, он, влюбившийся в магию красок, закончил впоследствии кафедру монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Распределился, конечно же, в Пермь, но так сложились жизненные обстоятельства, что коренной уралец вынужден был перебраться в Волгоград. Но, несмотря на притягательность великой русской реки, малая родина, вобравшая в себя малые, но таящие величие реки, не отпускала. 

И Шардаков, очарованный образом Ермака Тимофеевича, оказался в одночасье на берегах Чусовой, ставшей в сентябре 1581 года главной сопроводительницей для дружины уральского атамана. А на одном из чусовских притоков – Архиповке – к тому времени уже прочно вросла в землю часовня, перевезённая основателем Парка истории реки Чусовой Леонардом Дмитриевичем Постниковым из деревни Махнутино. 

Эта-то часовня и стала своего рода матричным дуплом, в котором нашли своё воплощение работы Павла Фёдоровича, повествующие как о самом Ермаке, так и об особенностях его исторического проникновения в сибирские пределы, обращённые им в российские. 

Поелику я урождённый свидетель происходящего в «пречистом Чусовлянстве», то могу совершенно чётко рассказать, как менялось отношение к образу Ермака Тимофеевича в том самом «Чусовлянстве». «Ермак? А, это разбойник? Тать? Бандит?» - изгалялись некоторые считающие себя продвинутыми в оценках отечественной истории чусовляне. Этими ярлыками пытались затмить образ народного героя, начиная с середины 80-х и заканчивая серединой 90-х годов прошлого века. То есть тогда, когда была создана первая и, на мой взгляд, одна из самых убедительных версий шардаковского портрета Ермака Тимофеевича и написан «иконостасный» полиптих взгляда художника на тот эпохальный поход.

Иными словами, Леонард Дмитриевич (как вдохновитель) и Павел Фёдорович (как воплощатель) были первопроходцами в «освоении» образа человека, сыгравшего волею судеб роль «сеятеля пространств» Государства российского. Прикиньте: на сколько лет они провидели вперёд, если сегодня популярный ведущий исторических передач на телеканале «Культура» Феликс Разумовский, решивший пройти путём казачьего атамана и, в частности, заснять работы Павла Шардакова, собранные в «Часовне похода Ермака» чусовского этнографического парка, в конце прошлой недели прибыл на левый берег Архиповки, дабы сие благое дело осуществить? Надо ли объяснять, как поменялась значимость исторической фигуры,  возглавившей присоединение Сибири к России?!

7 ноября исполнится десять лет, как нет с нами Павла Фёдоровича. Достаточное время, чтобы осмыслить его вклад не только в преображение Парка истории реки Чусовой (а Шардаковым, кроме серии картин о Ермаке, спроектирован и материализован в каркасном варианте старой пашийской домны образ гриновской Ассоли и написан портрет самого Александра Грина), но и в сокровищницу русской живописи, графики, иконописи и мозаики. 

Усилиями вдовы художника Светланы Сергеевны была выпущена книга-альбом «Павел Шардаков», в которой собрано всё лучшее, что создано её мужем за долгие годы служения русскому искусству. Это редкий пример женской верности, когда роль музы не исчерпывается рамками пожизненной натурщицы, а как бы продолжает физическое существование самого мастера на этом берегу жизни. 

Вот как начинается  воспоминание Светланы Сергеевны: «Печальный финал счастливых браков таков: кто-то из супругов уходит из жизни первым, кто-то остаётся один – в невосполнимом горе и вечной скорби…» Прямо-таки вариант толстовского начала «Анны Карениной»! Но финал книги буквально щемит сердце. Под одним из воспроизведённых шардаковских пейзажей читаем: «Картина «Сосны» вместе с другими работами Павла Шардакова были проданы Светланой Сергеевной, чтобы собрать деньги на издание этой книги». 
Поневоле подумаешь: «Ох, и любишь ты своих певцов, Россия!» 

Юрий Беликов  

1. Павел Федорович Шардаков

2. 

3. З.М. Постникова, С.С. Шардакова, П.Ф. Шардаков

4. Павел Федорович Шардаков в музее Ермака

5. Л.Д. Постников и П.Ф. Шардаков

6. П.Ф. Шардаков, Л.Д. Постников и Ю.А. Беликов

7. Светлана и Павел Шардаковы

8. Светлана Сергеевна Шардакова в музее Ермака

9. Феликс Вельевич Разумовский в музее Ермака

10.

 

11.

12. Феликс Вельевич Разумовский со съемочной группой в Этнопарке

Категория: Памятные даты | Дата:24.10.2017 08:00 | Просмотров: 2054 | Теги: Шардаков
Смотрите так же :