Присоединяйтесь!

Telegram канал Парка реки Чусовой

Livejournal

RSS канал новостей Парка реки Чусовой

Пушкинская карта

Госуслуги

Есть вопрос?

Ссылки

Статистика

Поиск

Фото из истории

Архив новостей

«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Главная » 2015 » Ноябрь » 6 » Он остался в памяти народной
Новости Этнопарка [1287]
Новости Cпорта [139]
Олимпийские игры [23]
Информация [41]
Памятные даты [146]

Он остался в памяти народной

Павел Федорович Шардаков

Календарная наполненность ноября – одна из самых памятных для истории Чусовского этнографического парка. В разные годы в этом месяце ушли из земной жизни личности поистине легендарные, каждая – в своей области, но тесно связанные с Чусовым – по рождению, по призванию, по судьбе.

Это и художник Павел Шардаков, и тренер горнолыжников Владислав Постников, и писатели Виктор Астафьев, Мария Корякина-Астафьева, Леонид Бородин. Лишь один чусовлянин, тоже ныне покойный, в ноябре родился: прозаик Михаил Голубков. В любом случае ноябрь в истории реки Чусовой – месяц памяти. Поэтому будем вспоминать всех по порядку.

7 ноября 2007 года не стало живописца милостью Божьей Павла Фёдоровича Шардакова.  

Он родился в 1929 году, в деревне Копылы Оханского района. Рано пристрастился к рисованию, впоследствии закончил кафедру монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Распределился в Пермь, но так сложились жизненные обстоятельства, что коренной уралец вынужден был перебраться в Волгоград. 

Если считать, что Кама впадает в Волгу, то это вполне естественно, а если придерживаться версии некоторых гидрологов, что всё-таки Волга впадает в Каму, то самый главный свод работ Павла Фёдоровича – располагающаяся ныне в «Часовне похода Ермака» нашего парка серия картин о подвиге легендарного казачьего атамана и его дружины, свидетельствует о том, что «камско-чусовское» направление стало для художника осевым, родовым, ностальгически-возвратным. 

Существует видеозапись, где мастер кисти рассказывает о своем приращении к теме присоединения Сибири к России и работе над образом самого Ермака Тимофеевича, без которого (лишний показатель роли личности в истории!) сие было бы невозможно. И тому порукой песня «Ревела буря, дождь шумел», ставшая народной. 

Павел Шардаков признаётся: он настолько вжился в образ своего героя, что когда приступил к воссозданию сюжета, связанного с гибелью атамана, на глаза художника накатились слёзы реального переживания…

Глубоко символично, что свои шедевры (именно так сегодня трактуют их многие искусствоведы, да и просто экскурсанты этнопарка) Павел Фёдорович создавал в будущем Музее похода Ермака, гостя у основателя этнографического парка Леонарда Дмитриевича Постникова. 

Знакомство с Постниковым, многолетняя человеческая дружба с ним нашли своё отражение в одной из центральных работ Ермакова полиптиха: если внимательно приглядеться к ликам сподвижников казачьего атамана, то рядом с ним (слева, если стоять лицом к картине), можно узнать Леонарда Постникова. А справа от Ермака Тимофеевича живописец изобразил самого себя. Так через четыре столетия после исторического похода на Сибирь наши, ныне тоже ставшие легендарными, современники продолжили дело укрепления Государства Российского…

Кисти Павла Шардакова принадлежат и портреты писателей, напрямую связанных с историей реки Чусовой. Это Александр Грин, 19-летним романтичным юношей протопавший по шпалам железной дороги, ведущей в сторону Пашии и будущих «Алых парусов», и Виктор Астафьев, солдат Великой Отечественной, запечатлевший её тяготы и мощь человеческого духа на многих страницах высокой прозы. Грин, конечно, уже физически не мог оценить уровень шардаковского портрета, а вот Астафьев, глянув на экспонирующийся ныне в Музее писательских судеб холст, по словам Леонарда Дмитриевича, не без иронии в голосе протянул:

- Да, художник не польстил!..

Однако, по оценкам современников, этот, реалистической манеры, портрет, на котором изображён писатель, приезжавший в середине 80-х годов прошлого века в школу олимпийского резерва «Огонёк», - таким, каким он и был в действительности, - с морщинами, шрамом на лице, разными глазами, один из лучших, если взять работы других, когда-либо рисовавших Астафьева художников. 

Это – к вопросу, что настоящий мастер кисти, остаётся в памяти народной только тогда, когда не льстит. Никому. 

Юрий Беликов

Цикл картин "Поход Ермака" в Этнографическом парке истории реки Чусовой

Категория: Новости Этнопарка | Дата:06.11.2015 18:45 | Просмотров: 1667 | Теги: Шардаков
Смотрите так же :