Присоединяйтесь!

Telegram канал Парка реки Чусовой

Livejournal

RSS канал новостей Парка реки Чусовой

Пушкинская карта

Госуслуги

Есть вопрос?

Ссылки

Статистика

Поиск

Фото из истории

Архив новостей

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Главная » 2011 » Ноябрь » 16 » Астафьева-Корякина Мария Семеновна. 16.11.2011
Новости Этнопарка [1271]
Новости Cпорта [139]
Олимпийские игры [23]
Информация [41]
Памятные даты [145]

Астафьева-Корякина Мария Семеновна. 16.11.2011

Астафьева-Корякина16 ноября в железнодорожной больнице Красноярска скончалась на 92-м году жизни Мария Семеновна Астафьева-Корякина - вдова русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Она пережила своего мужа ровно на десять лет.

Я позволю себе достаточно пространную цитату из «Жития Аввакума». Слова, которые я хочу привести в этот день, как нельзя более уместны сегодня, ибо написаны они будто бы в память о драматической жизненной и творческой судьбе двух ярких людей не далекого 17-го «раскольничьего века», а о чете Астафьевых.

Протопоп Аввакум, призванный царем Алексеем Михайловичем из сибирской ссылки в Москву, вспоминал в своем «Житии»: «Тоже с Нерчи-реки назад воротился к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми итти не поспеем, голодные и томные люди. В ыную пору протопопица, бедная, брела, брела, да и повалилась, а встать не сможет. А иной томной же тут же взвалился: оба карамкаются, а встать не смогут. Опосле на меня, бедная, пеняет: «Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет?» И я ей сказал: «Марковна, до самыя до смерти». Она же против тово: «Добро, Петрович». И мы еще побредем впред.» 

Как  мужественная и верная протопопица, исходившая вслед за своим несгибаемым Аввакумом тысячи верст скорбных ссыльных дорог, Мария Семеновна Корякина «до самыя до смерти» несла свой нелегкий жизненный крест и даже в самые трудные минуты, вздохнув, повторяла вслед за своей предшественницей: «Добро, Петрович».

Кем Мария Семеновна была для писателя Виктора Астафьева? Те, кто хорошо знал эту чету, ставшую со временем удивительно гармоничной, понимают, что без пригляда жены, без ее каждодневной заботы и помощи, без кропотливой домашней поденщины, которую взвалила на свои плечи Мария Семеновна, и быт, и литературная деятельность Виктора Петровича были бы чрезвычайно затруднены, если еще иметь в виду и тяготы  многолетней неустроенной жизни, и скитания по стране, и трагические страницы их общей судьбы. Заместитель директора Красноярского краевого научного центра кадров культуры Василий Обыденко свидетельствует: «Мария Семеновна была надежным человеком и помощником Виктора Петровича во все времена и на всех территориях. Как жена, как соратница она оберегала его всю жизнь, делала все, чтобы он творчески трудился. Все его рукописи, все черновики она разбирала и перепечатывала не один раз». Читающее, а, следовательно, думающее человечество должно поклониться памяти этой русской женщины в знак ее заслуг и перед отечественной, и перед мировой литературой…

Как известно, судьба не баловала Марию Семеновну. Родилась она в Чусовом, в голодном 1920 году – да еще в многодетной семье. В1943 году, окончив курсы медсестер, добровольцем ушла на войну, где и встретилась с солдатом Виктором Астафьевым. В Чусовой они  приехали устраивать послевоенную жизнь, перспективы которой были далеко не радужными. Ее сила воли, ее твердый характер вкупе с молодой жизнерадостностью вчерашнего солдата сделали возможным не растеряться, не утонуть в дрязгах обыденности и пробудить недюжинный литературный талант Астафьева.

Студентка техникума, заводская лаборантка, медсестра на войне, радио журналист, жена писателя с мировым именем – это все она, Мария Семеновна. А еще любящая и заботливая  мать, бабушка, прабабушка. А еще – поцелованная Богом личность: первый рассказ Марии Семеновны «Трудное счастье» был опубликован в пермской газете «Звезда» в 1965 году. Виктор Петрович поощрял литературную деятельность своей жены, а ведь он был очень строг в оценке творчества!

В обширной переписке писателя, как и в реальной жизни, обязательно присутствовала Мария Семеновна – чуть ли не в каждом письме: М.С. сказала, М.С. решила, М.С. сделала, М.С. посоветовала…И чем ближе письма к последнему сроку, тем нежнее, теплее, заботливее упоминает Астафьев о М.С. «Письмо…я относил Марье Семеновне в больницу, она когда очухается, думаю, напишет или уже написала ответ. А пока сидит или лежит и приводит в порядок альбомы, письма и документы своих и моих родственников, бередит и без того надсаженное сердце. Да что ж делать. Я уже видел в свалках, под берегом Енисея, деревенские «дела» и картинки, да и она видела всякое, вот и не может оставлять родных людей без призору». Или «Вчера Пасху с Марьей отпраздновали. Вдвоем! Хорошо».  «М.С. болеет постоянно, и хронических у нее накопилась куча, ан ломает себя, работает, и я, глядя на нее, не сдаюсь». «Марья Семеновна продолжает хворать, но хорохорится, по дому все делает, с Полькой берется за учебу и опрятность, успехи невелики и переменны».

И вот Марии Семеновны, М.С., Марьюшки не стало. Она донесла свой крест от берегов Чусовой до берегов Енисея, испила свою чашу до дна и упокоилась.

Прощайте, Марья Семеновна! Может быть, там, в далеких небесных высях, вы снова встретите «веселого солдата» Виктора Петровича, и оба  мудрым и понимающим взглядом окинете нашу нелепую земную жизнь и поддержите своим пониманием наши усилия быть хотя бы чуть- чуть лучше…

Василий Бубнов

Категория: Памятные даты | Дата:16.11.2011 18:06 | Просмотров: 1445 | Теги: Астафьева-Корякина
Смотрите так же :