Новости Этнопарка [1271] |
Новости Cпорта [139] |
Олимпийские игры [23] |
Информация [41] |
Памятные даты [145] |
Взлететь, не отрываясь от земли | |
К годовщине со дня смерти Л. Д. Постникова в Чусовом вышла в свет книга, посвящённая земляку, Человеку-легенде. Такое впечатление, что в книге «Земля Постникова» всё продумано-сопряжено «от» и «до» и даже дальше. Вот, скажем, она, в соответствии со своим героем, не могла быть малоформатной и скромнообъемной – она и не стала такой, а выглядит весомо и зримо. На обложке – фрагмент картины, где отнюдь не задорный весельчак, а много поживший и испытавший человек стоит на фоне своего детища – неброского уголка уникального этнографического парка, вокруг же – космическая чернота. Само заглавие – вдруг соединившиеся противоположности: огромное пространство планеты Земля и конкретная личность, Леонард Дмитриевич Постников. Впрочем, всё это – внешнее. Заглянем вглубь, то есть в само содержание. Прежде, естественно, назвав автора книги – это Василий Бубнов. Контрасты – «белого» и «черного», будней и праздников, поражений и побед, – удивительным образом создавая единство, и стали основой всей книги. Вот первые шаги на Чусовской земле: энтузиастские, задорные, жизнеутверждающие – выпускника Пермского пединститута Леонарда Постникова, приступившего к обязанностям директора здешней спортивной школы. В читательской памяти явно «зацепятся» и могучая ель, вздохнувшая по прожитому веку и теперь, поддавшись человеческому напору, мчащаяся с крутого лба Арининой горы, и ставшее знаменитым через шесть лет «Поехали!», здесь радостно выкрикнутое молодым директором. Вот повседневная жизнь в постоянном напряжении, на скорости – ее наглядным воплощением можно считать заслуженного тренера России, сына Леонарда Дмитриевича, Владислава Постникова: колючего, жесткого, неудобного для начальства, рано сгоревшего, но оставившего свой яркий след в развитии горнолыжного спорта. Вот параллельно с прохиндейством спортчиновников, будь они столичные или местные, вручение своих медалей и дипломов на «Алом парусе» – как знак утверждения «огоньковской» школы. Вот переход Леонарда Постникова на другой берег речки Архиповки – «согнали его из директоров», по выражению Виктора Астафьева, собственноручно созданной СДЮСШОР «Огонек». Вот птенцы постниковского гнезда, вставшие на крыло мирового уровня: Сергей Шуплецов, Альберт Демченко, Татьяна Иванова, Голнур Сунгатова… Всего же – более 100 мастеров спорта по горным лыжам, санному спорту, фристайлу и натурбану, десятки чемпионов СССР и России, чемпионы и призеры мира и Европы, победители кубков международных соревнований, чемпионы и призеры Олимпийских игр. А ведь «всё здесь было впервые, всё с нуля». И постепенно крепнет мысль: то, что сделал Постников, не просто работа – это подвижничество, многолетнее и терпеливое. С не менее грандиозной задачей – построить свой Город Солнца. И Леонард Дмитриевич вопреки всему, утверждает книга, построил его, живя по принципу «Двигаться вверх, не отрываясь от земли», как сказал писатель Алексей Иванов по другому поводу, но очень подходяще и к этому. Автор называет свою книгу документальным романом. Причем называет под занавес, в заключительной главе. Прозвучи это вначале, вряд ли бы не возникло сомнение: не слишком ли на многое замахнулся? Тут же заставляет задуматься: и в самом деле роман – 60 лет жизни, сотни действующих лиц, огромная панорама действия. Что до документальности, так это, думается, спрос времени. Недаром же Светлана Алексиевич со своими документальными книгами стала Нобелевским лауреатом, а телевидение на глазах выдыхается с собственными «художественными», а точнее – хлестаковскими приемами. Из романного жанра – хотя нам, конечно, важнее то, что это из реальной жизни конкретного человека, – и многочисленные детали, и картинки, становящиеся символами. Такие как кукарекующий петух, обосновавшийся на верху школьного здания и победно орущий по утрам и в торжественные моменты. Или венки из лаврового листа, купленного на городском рынке, в придачу к банкам рябинового варенья собственного изготовления – в награду победителям проходившего на «Огоньке» чемпионата СССР по санному спорту. Здесь всё, в том числе и природа, словно оживает, становится действующим лицом: достаточно назвать любимую гору, ласково именуемую Аринушкой, или своенравную речку Архиповку, заявляющую о себе в самые драматические минуты жизни Постникова. Таких эпизодов – эмоциональных, настроенческих, образных – в книге множество. Автор не скрывает своего отношения к происходящему, будь то достижения и успехи или неудачи и несправедливости. Не сразу, но постепенно и читатель втягивается в это соучастие. Будто вместе с Постниковым проживает всю его жизнь. Как, вероятно, проживали и те, что становились друзьями и соратниками Леонарда Дмитриевича. Недаром его музей истории реки Чусовой они называли «энергетической территорией», которая притягивает людей и рождает мифы. Автору, отказавшемуся от роли стороннего фиксатора событий и лиц, думается, важно и то, чтобы читатель не плюхался в обилии представленного материала, а имел ясные маяки для ориентации в нём. И поэтому в книге задана четкая композиция. У каждой главы – не только свой заголовок и год, которому она посвящена. Каждая из 21 главы начинается с краткого перечисления главных событий этого периода в мире, стране, Прикамье, на «Огоньке». Внутри главы этот прием панорамности проявляется еще полнее. Вот, например, как свободно в двухтрех абзацах автор ведет читателей сначала к французскому режиссеру и сценаристу Жану-Пьеру Мельвилю с его фильмом «Красный круг», затем – к индийскому мудрецу Рамакришне, через них – к умелым мастерам Чусовской земли и сотворенному ими для юных земляков-спортсменов. И так постоянно, везде. Человек и Космос. Человек в Космосе. «У каждого из нас общая с Космосом судьба». В финале каждой главы – прямая речь кого-то из соратников, воспитанников, друзей «Огонька». Еще больше конкретики, документальности придают многочисленные фотографии. Как можно понять, больше всего герой «Земли Постникова» любит человеческую штучность, мастеровитость, творчество. И сам он такой, и люди, становящиеся его опорой, такие. Но главная тема жизни Леонарда Дмитриевича – конечно, воспитание детей. Чтобы выросли из них не только спортсмены и чемпионы, но и разносторонние, душевно богатые и щедрые люди. Знающие и любящие свою родину. (Как скажет про «Огонек» уже упоминавшаяся Голнур Сунгатова, «здесь нас любили и уважали как формирующуюся личность, о нас заботились, в нас верили. Это было так здорово!») Закономерно, что Строгановская премия Постникова была представлена номинацией «За служение родному краю». Всё вместилось в это определение: его спортивная, педагогическая, музейная деятельность. Выращивание штучных людей, чем он умело, творчески, результативно занимался всю жизнь. Наверно, потому и не сломило Постникова несправедливое лишение родного детища – спортшколы, потому и нашел себе новое занятие – Этнографический парк истории реки Чусовой, что работал он не для чиновничьих оценок, не для личного обогащения, а потому, говоря словами А. Чехова, что «дело надобно делать, господа». Музей – особая страница в жизни Леонарда Дмитриевича. Впрочем, почему особая? Это было продолжение полета души, творчества, жажды созидания. Не случайно автор книги называет своего героя «немногословным энтузиастом и мечтателем». Подобным образом называли Постникова и известные писатели, артисты, общественные деятели, побывавшие на «Огоньке» и оставившие свои автографы на «Стене памяти». Мы же здесь под его строгим, взыскующим взглядом, устремленным на нас с финальной фотографии, лишь перечислим его титулы. Вот они: чемпион Пермской области, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат Строгановской премии в номинации «За служение родному краю», почетный гражданин города Чусового и Пермского края, создатель легендарной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Огонек» и Этнографического парка истории реки Чусовой. (Как в свое время прокомментирует сам Леонард Постников, «заслуги, к которым всякий раз прилагались начальственные тумаки».) В книге не раз повторяется, варьируется вопрос: как удалось всё это создать? Масштаб его деятельности ошеломляет. Это чудо! И в качестве заключительной черты: как же много может сделать один человек… С многоточием. Людмила КАРГОПОЛЬЦЕВА | |
Категория: Новости Этнопарка | Дата:19.01.2016 22:50 |
Просмотров: 1421 |
Теги: |