Присоединяйтесь!

Telegram канал Парка реки Чусовой

Livejournal

RSS канал новостей Парка реки Чусовой

Пушкинская карта

Госуслуги

Есть вопрос?

Ссылки

Статистика

Поиск

Фото из истории

Архив новостей

«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2016 » Октябрь » 6 » Сеанс одновременной игры, или навстречу 60-летию «Огонька» и 35-летию Парка (продолжение)
Новости Этнопарка [1174]
Новости Cпорта [138]
Олимпийские игры [23]
Информация [38]
Памятные даты [136]

Сеанс одновременной игры, или навстречу 60-летию «Огонька» и 35-летию Парка (продолжение)

3

Итак, спортшкола «Огонёк» началась с воспитания пловцов. Но известно ведь: вода – это своего рода реинкарнация льда и снега. И была подсказка Леонарду Постникову: «Приглядись, Аринина гора – зашифрованный горнолыжный спуск». Не будем лишний раз напоминать, сколько труда пришлось вложить в эту гору, чтобы она, преобразившись, обрела замысел проектировщиков горнолыжной трассы. А впоследствии ещё и саночной.

«Горные лыжи», «слалом-гигант», «бобслей», «фристайл» - эти, на первых порах, диковинные для чусовлян слова, прочно вошли в речевой обиход небольшого городка металлургов.

Потом уже писатель Виктор Петрович Астафьев, давно перебравшийся из Чусового в Красноярск, будет дивиться по поводу новейших словечек в речи чусовлян и, в частности, слова «фристайл»: «Это ж надо! Буржуазный вид спорта в варначьем Чусовом…»

Между тем именно фристайл вознёс славу Чусового на олимпийскую высоту. Ведь именно эта дисциплина стала определяющей для воспитанника «Огонька» Сергей Шуплецова, ставшего дважды чемпионом мира по фристайлу и серебрянным призёром Олимпийский игр. Несомненно он уверенным путём шёл к своему олимпийскому золоту, если бы не тот роковой случай в горном французском селенье, когда грузовик с выключенными фарарми выдвинулся навстречу севшему на гоночный мотоцикл чемпиону…

Но и до Шуплецова Аринина гора стала родительницей чемпионов страны по горным лыжам и саням. Среди воспитанников школы олимпийского резерва – более 100 мастеров спорта. Из них пятеро – мастера международного класса. И – десятки призёров мировых соревнований, в числе которых Альберт Демченко и Александр Смышляев (причём Демченко – трижды). И – четыре чемпиона мира. Кроме Сергея Шуплецова, это Василий Карпов, Сергей Наговицын и Евгений Солодянников.

Был примечательный период, когда женская горнолыжная сборная СССР и состояла сплошь из чусовских воспитанниц – таких, как Галина Сунгатова-Постникова. Разумеется, входили чусовлянки и в олимпийскую сборную. Конечно же, заслуга в этом – сына Леонарда Дмитриевича, главного тренера нашей сборной Владислава Постникова, который настолько жил в спорте всем своим открытым сердцем, что когда-то (в пору развала СССР) оно не выдержало под напором происходящего…

Вообще семья Постниковых – своего рода династия спортивных Строгановых или Демидовых. Основатель этой династии – директор «Огонька» Леонард Постников, его спутница жизни и многолетний завуч школы – ставшая для здешних воспитанников второй мамой Зоя Михайловна Постникова. Их дочь Ольга Леонардовна, нынешний директор Парка истории реки Чусовой и продолжательница дела отца первый в Чусовом мастер по санному спорту среди женщин. А её сын, внук Леонарда Дмитриевича Никита удостоился звания абсолютного чемпиона России в могуле среди юниоров.

Но перейдём с правого берега Архиповки на левый.

4

После того как здесь, благодаря стараниям Леонарда Дмитриевича утвердилась часовня, в которой разместился Музей похода Ермака, вскоре – как своего рода реквием по загубленным русским деревням и сёлам – на въезде в будущий Парк, будто картины неведомых живописцев, в пространстве на металлических цепях «повисли» окна от крестьянского дома с открытыми ставнями. Выглядели они торжественно, но бездомно и горько. И со сменой времён года в них менялся пейзаж: то осень, то зима, то весна, то лето. Впрочем, в эти рамы естественным образом вписывались и посетители возникающего музея под открытым небом.

Затем из деревни Мульково на левый берег был перевезён дом крестьянина-промысловика. И «окна на цепях» как бы перестали тосковать по дому и хозяевам. Наверное, поэтому Леонард Дмитриевич убрал их в некий запасник.

Впрочем, вот как он сам описывает в газете «Чусовской рабочий» воплощение собственных замыслов: «А теперь зайдите в великолепно сохранившийся столетний дом чусовского крестьянина. Огород с ивовым плетнём, грядки с капустой, цветы с гудящими над ними пчёлами. В большой летней комнате молодуха в традиционном крестьянском сарафане ткёт половик. На кухне хозяйка кудесничает у глинобитной печи. Хотите – угостит вас подовыми пирогами, напоит чаем с мёдом или рябиновым вареньем. Всё продумано было в доме крестьянина, всё сделано своими руками: туеса, маслобойка, сита, рукомойники…»

Постников пожелал воссоздать среди леса и гор настоящую русскую деревню. Вскоре сюда был перевезён ещё один объект, без которого не обходилось ни одно сельское поселение. «На краю деревни, - пишет Леонард Дмитриевич, - как принято было в России, - настоящая кузня. Слышен звон наковальни и тяжёлые вздохи кузнечного меха…» Кстати сказать, эта кузня не бутафорская, а действующая. И «вздохи кузнечного меха» слышны в ней и поныне.

А лавка из деревни Антыбары? О, каких только мануфактурных товаров конца ХIХ-го и начала ХХ-го века там ни встретишь! Утюги-самовары-санки-лапти-женские сапожки-половички-рубахи-гармошки-ложки-поварёшки… Здесь особый дух времени. Однажды я застал в лавке одного паломника, который ностальгически вдыхал как бы законсервировавшийся воздух былого и повторял: «Никуда я отсюда не уйду…»

За 35 лет существования Парка истории реки Чусовой он пополнился Музеем писательский судеб (пожалуй, одним из любимых детищ Леонарда Дмитриевича), где можно прикоснуться к истокам творчества Виктора Астафьева, Марии Корякиной, Олега Селянкина, Валентина Курбатова, Михаила Голубкова, Леонида Бородина; и тут же, неподалеку – старая пожарная станция, где несут свою службу брезентовые «рукава» и фигуристые каски; «Балаган», где дети и взрослые берут в руки деревянную, движущуюся богородскую игрушку; а рядом – гончарная мастерская, где волшебные пальцы Светланы Петровской вздымают из куска глины на божий свет чудо-горшки и чудо-солонки…

Есть в Парке и череда памятных знаков: Нижне-Чусовскому Городку и его жителям (отсюда пошёл в свой исторический поход Ермак Тимофеевич); славному металлургическому производству чусовских металлургов; песне композитора Евгения Родыгина «Уральская рябинушка»; писателю-фронтовику Олегу Селянкину; героине «Алых парусов» Ассоли. И – прямо у речки Архиповки, выполненный в рост пермским скульптором Радиком Мустафиным по проекту бывшего чусовлянина Виктора Бокарева гранитный памятник писателю Александру Грину.

«А можно зайти на мельницы, - вновь звучит со страниц «Чусовского рабочего» голос Леонарда Дмитриевича. - Их две: водяная и ветряная. Скрипят мельничные крылья, льётся вода с мельничного колеса. Славно посидеть здесь с друзьями под звуки падающей воды…

Зайдите в храм святого Георгия, - продолжает он, - действующий и освящённый с благословения епископа Пермского и Соликамского Афанасия. Поставьте свечи за здравие своим близким, полюбуйтесь убранством православного храма. Счастья всем вам, посетившим этот благословенный уголок России».

Юрий Беликов

продолжение, начало здесь

Категория: Новости Этнопарка | Дата:06.10.2016 20:07 | Просмотров: 1336 | Теги: этнопаркогонек35_60
Смотрите так же :