Событие неординарное и очень нашему обществу необходимое: в Чусовском этнографическом парке
зажжён Вечный огонь в память о погибших в Чечне российских солдатах
. Да, чусовлянах. Их восемь. Тех, кто не вернулся домой. Но и – в память о всех русских воинах, полёгших на той противоречивой, обоюдоострой и ещё неостывшей бойне.
Свидетельством тому – специально подготовленные буклеты, розданные участникам торжественной церемонии, где назван Евгений Родионов из Пензенской области.
Как известно, чеченские боевики учинили мученическую казнь - отрезали русскому солдату голову, потому что он не снял православного креста. Мог бы отказаться от веры своих праотцов – и выжил бы. Но предпочёл погибнуть за веру. Сейчас многие называют его «воином духа и новым святым».
Домой не вернулись и восемь чусовлян. В трудные для нашего Отечества времена, не взирая на игры политиков, наживающихся на слабости державы, эти восемь мальчиков помогли ей - стали её мощью.
Вот их имена: Денис Трегубов, Сергей Карабатов, Дмитрий Старостин, Максим Тихонов, Андрей Некрасов, Сергей Клак, Андрей Ознобихин, Сергей Зыков.
В тех же буклетах мы прочтём их биографии. Судя по эмоционально окрашенному тексту, их писал ещё Леонард Постников, основатель этнографического парка. Например, о Сергее Карабатове: «Он вырос у реки, в окружении красивейшей природы. И душою был такой же широкий и щедрый. Любил воду, в детстве на речке пропадал днями. Любил людей. Среди самых уважаемых у Сергея была его первая учительница Лидия Николаевна Шардина…»
Когда-то Леонард Дмитриевич установил на территории своего парка восемь скорбных крестов и возвёл часовню в честь ратного подвига земляков, павших на Северном Кавказе. Потом в его музейном арсенале «объявилась» мемориальная «солдатская звезда» от Вечного огня, который был впервые зажжён в Чусовом на 30-летие Победы в Великой Отечественной.
Почему впервые?
Потому что впоследствии зажгли второй Вечный огонь – у дворца культуры металлургов. Получалось, что в извечном чусовском споре города и завода задействовали и Вечный огонь? Один был «городской», другой – «заводской». «Победил» последний. А от «городского» осталась мемориальная «звезда», которую и уберёг от переплавки Постников.
Поскольку я был свидетелем, как загорался тот давний, «первый» огонь и внутри продолжающей его стелы играла приглушённо-траурная мелодия, как, словно по мановению свыше, повторяя изгиб пламени, над ним вдруг закружилась стайка бабочек-лимонниц, будто читающих текст на одной из плит композиции о 26 тысячах чусовлян, ушедших на Великую Отечественную и 10 тысячах погибших на ней, я понимаю, что этот огонь был как бы утаён до срока. Здесь – в этнографическом парке.
Таким образом, пламя его вновь обрело дыхание, храня двойную память – о дедах и…внуках.
Кстати, внук Леонарда Дмитриевича Никита Постников, продолжающий вместе с мамой – нынешним директором этнопарка - Ольгой Леонардовной дело своего легендарного деда, утверждает, что это первый Вечный огонь нашим солдатам, погибшим в Чечне. Не скажу за всю Россию, но в крае – наверняка.
Вот почему на церемонию открытия нового-старого мемориала пришли как руководство района и города, ветераны локальных конфликтов, так и родители погибших в Чечне – Александр и Татьяна Трегубовы и Валентина Тихонова.
А само действо скреплял проникновенной казачьей песней верный друг этнографического парка – атаман из соседней Лысьвы Николай Высоков сотоварищи.
Фотографии с открытия
Автор: Юрий Беликов