Новости Этнопарка [1312] |
Новости Cпорта [139] |
Олимпийские игры [23] |
Информация [41] |
Памятные даты [147] |
К дню памяти Л.Д. Постникова. Бородин Леонид Иванович | |
Леонид Бородин – прозаик, главный редактор журнала «Москва» с 1992 по 2011 год, отсидевший в чусовском лагере «Пермь-36» большой срок, не изменивший идеалам свободы, не продавшийся власти за чечевичную похлебку, жизнью своей заслужил право говорить то, что думает, не прибегая к уловкам толерантности и политкорректности. Постников, глубоко уважавший писателя и его внятную гражданскую позицию, разделял высказанные мысли Бородина. - Я отправился в лагерь, где отбывал свой второй срок в роли политического рецидивиста. Я не был против его восстановления и превращения в музей. Но если б этого не произошло, тоже не волновался бы. Теперь в «Перми-36» регулярно проводятся экскурсии, несведущим показывают и объясняют, в каких условиях содержались люди, каков был режим. Будем рассуждать так: литовские, латышские, эстонские, украинские националисты (бывшие политзэки) — чего они нынче могут хотеть для России? Чтобы она возродилась? Снова стала великой державой? Увы! Многим новым государствам, что образовались на территории бывшего СССР, выгодна, по меньшей мере, Россия слабая, если не полный развал ее. Для них, националистов, это даже не момент русофобии. Это исключительно геополитическое чувство патриотов своей новой Родины. Можно возражать, опровергать, не принимать, наконец, но оно, это чувство, поддается пониманию, и именно на этом уровне, на уровне понимания, возможно выстраивание взаимоприемлемых отношений. К примеру, как это было в камерах, где я сидел (я был единственным русским в лагере). Радостного в моей поездке все-таки было больше. В том же Чусовском районе Пермского края, недалеко от наших бывших лагерей, промеж гор в узкой лесной долине расположен «Парк истории реки Чусовой», сотворенный удивительным человеком. Для меня этот человек, Леонард Дмитриевич Постников, истинный герой, заслуживающий в несоизмеримо большей степени всех тех правительственных наград, что раздаются ныне кому ни попадя. Признаюсь, на ка¬кой-то момент мне стало жаль свою жизнь. Показалось: встреться я с этим человеком в своей молодости, стал бы его верным соратником до гроба, мыкался бы с ним по всяким инстанциям в выбивании санкций и денег, в меру физических сил сам бы возводил избы и храмы, строил бы шлюп с алыми парусами в честь пермского земляка Александра Грина. Я был подавлен объемом впечатлений. Давно душа не знала столько радости, совершенно необходимой для того, чтобы не озлобиться, не оскалиться на мир пошлости, грязи и лжи, что ежедневно сочатся из «ящика» и прочих «трансляторов», угнетая, подавляя, раздражая, порой до ярости, чувства опасного и опустошающего… Постников от фальши буквально страдал. Он морщился от псевдопатриотического камлания, как от скрипа стекла под нажимом ржавого гвоздя. Никому он сопротивляться не собирался, задумав свой этнографический парк-музей. Разве что - дури, необразованности и нелюбопытству, вечным врагам России. Полагаю, что одним из самых сильных мотивов, побудивших Леонарда Дмитриевича приступить к сложнейшему делу сохранения культуры предков, была его собственная родовая память. Она требовала воплощения, и Постников услышал призыв и повиновался голосу судьбы. Рассказывал он об истории своей семьи с некоторой иронией, чтобы не впасть в пафос, которого не жаловал и от которого страдал, как от той же фальши. Но чувствовалась за этой напускной интонацией настоящая «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Он родился в крепком пермском селе Большая Соснова, но значительную часть детства провел у бабушки и деда-кузнеца в знаменитом селе Нердва. Яркой фигурой был отец Леонарда Дмитриевича - Дмитрий Герасимович Постников. До революции он служил пономарем в Нердвинской церкви, потом стал красным партизаном, по окончании Гражданской войны пошел по партийной линии и был назначен директором Пермского театра оперы и балета. Мария Ивановна – мама Леонарда и Генриетты - забрала детей и уехала в Лысьву. Устроилась в профкомбинат преподавать русский язык и литературу. Она была великая труженица. Закваска была крепкая, крестьянская. Мария Ивановна еще до революции получила педагогическое образование, работала в селе Рождественском. Страстно любила чтение и смогла привить эту любовь своим детям. Постниковы жили в Лысьве в удалом районе Зарека. Леня поступил учиться в Лысьвенский металлургический техникум и музыкальную школу и, имея отличный слух, хорошо играл на пианино. А читать мог до самых утренних зорь. Словом, опыт к Постникову пришел из самой гущи народной жизни, а он только прикапливал его сообразно текущему моменту. И взгляд на бытие, на его устои формировался на основе народных представлений о добре и справедливости своих большесосновских и нердвинских предков. Народное понимание сути бытия Леонард Дмитриевич пытался привить на дереве беспокойной жизни «Огонька», но ярче эта попытка проявилась на примере его второго детища – этнографического парка, куда его сослали, оторвав от спортивных страстей олимпийского накала. Постников же место своей ссылки превратил в территорию памяти, возвысил его полетом русского духа. И вот ведь что знаменательно: на левом берегу судьбы всегда - и незримо, и очевидно - присутствовал правый. До самых последних дней Постникова по возвращении из дальних альпийских странствий чусовские мастера спорта первым делом отправлялись на левый берег Архиповки, на улочку русской деревни навестить Леонарда Дмитриевича. Понимали, кому они обязаны своими достижениями, своей неординарной планидой. Владимир ТОЛСТОЙ, - Приехал специально из Москвы посмотреть единственный в мире музей Ермака – реально жившего богатыря земли русской. Превосходный полиптих Павла Шардакова, замечательное звуковое сопровождение – взволнованный рассказ об эпопее Ермака. Это настоящий синтез искусств, старая рубленая часовня, живописный «иконостас», русская музыка, прекрасный эмоциональный текст, колокольный звон… Всё звучит слитно и гармонично. Слава и низкий поклон энтузиастам, создавшим этот музей, эту красоту в самом сердце древней Руси. Очень важно, что молодёжь, тренирующая свои тела, готовящаяся к спортивным рекордам, одновременно приобщается к таким духовным национальным ценностям. Спасибо за благородное дело директору Леонарду Постникову и художнику Павлу Шардакову. Леонид Бородин. Художник Е.Севергина. 1999г., 145х100 х.,м. | |
Категория: Новости Этнопарка | Дата:01.02.2025 08:00 |
Просмотров: 31 |
Теги: |