Новости Этнопарка [1287] |
Новости Cпорта [139] |
Олимпийские игры [23] |
Информация [41] |
Памятные даты [146] |
Среди русского поля | |
Уходящий 2017 год – юбилейный для народной певицы Татьяны Петровой, давней паломницы Парка истории реки Чусовой и верной соратницы Леонарда Дмитриевича Постникова. Тут иного не дано: сначала на левом берегу речки Архиповки должен был возникнуть этнографический парк, когда-то названный мною уральским градом Китежем, а затем на его улочке просто обязана была появиться Татьяна Петрова. Русская красавица, наделённая голосом Божьей иволги. И парк был бы без неё не полон, и отчего-то думается, что и во внутреннем мире самой певицы добавилось нечто важное, помогающее в исполнении миссии, которая по жизни возложена на Татьяну Юрьевну. «Не зовись артисткой, а зовись певицей!» - однажды предрёк митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. И пояснил: «Потому что ты не артистка, ты, когда поёшь, каждый раз переживаешь». А теперь прикиньте: много ли «каждый раз переживающих» на нашем телевидении? «Но я артист – я повторю», - поют они в слепом убеждении, что «переживание» можно повторить за счёт пресловутого артистизма. Взгляните на ежедневную ослепительную улыбку Максима Галкина. Кто-то может, конечно, и дальше обольщаться, но нас-то не обманешь: она какая-то, ежели не злобная, то всё равно презрительная. Татьяна нередко во время наших с ней разговоров (а мне приходилось делать с ней несколько интервью) воспроизводила одну и ту же реплику телевизионщиков: «Ты – не формат!» А Петрова, в конце концов, и рада, что не формат, потому что была и остаётся верна самой себе – не предаёт данный ей Господом голос, искренность возникающих во время пения чувств, а также – слушателей-зрителей, ищущих подлинное, не заёмное, то, что звучит в поколениях. Помню, как на излёте собственной творческой жизни приехавший на Родину из американской эмиграции когда-то популярный писатель и записной поклонник джаза Василий Аксёнов признался в одном из телесюжетов: мол, отчего-то русская народная песня «Светит месяц…», к которой он раньше бы отнёсся снисходительно, нынче вызывает у него слёзы. А это оттого, что сработала частица его генетики!.. Татьяне Петровой изначально не надо было метаться между иноземным (пусть даже оно высшей пробы) и родным. Она, родившаяся и возросшая в уральском посёлке Буланаш, что в Свердловской области, с детства слышавшая в доме, как поют бабушка и мама, часто выходила в поле одинёшенька и там-то поверяла свой голос камертоном шелестящих трав, налетающих ветров и невидимых на высоте жаворонков… Я помню её на сцене Чусовского Дворца культуры металлургов, где мне довелось вести вечер, посвящённый юбилею этнографического парка. Помню, как уже после концерта мы поехали в сам парк, к Леонарду Дмитриевичу, и там молодые пермские художницы из мастерской Евгения Широкова писали её портрет. Знаю, что один из них – среди экспозиций этнопарка, а другой певица увезла с собой в Москву… В 2004 году Татьяна стала лауреатом «Чусовской подковы» - награды тем, как определял её Постников, «кто любит Россию, Урал, Чусовую». У Петровой это не единственная награда, но одна из самых дорогих. Потому что Леонард Дмитриевич всегда представлялся ей Русским Героем, Человеком-Делателем из породы тех, на которых держится Отечество. Вот что говорила о парке и о Постникове Татьяна Юрьевна, навестившая Леонарда Дмитриевича незадолго до его кончины: - Я бы сравнила этот парк с купелью. Окунаешься – и сразу преображаешься. Становишься сильным и мудрым, но самое главное – понимающим, что ты часть этого пространства. Здесь не только крепится-ткётся русское пространство, но оно ещё и соединяется, как брёвна избы, сложенные в венец, с русским временем. Ты чувствуешь себя во глубине веков. Поверь: я много где бывала. Но я не вижу в России аналогов того, что сумел сделать Постников. Когда воочию окидываешь взором крестьянский дом, кузницу, торговую лавку, «Музей похода Ермака», расположенный в часовне, памятный знак жителям Нижне-Чусовского городка, некогда затопленного (вспомним «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина!) мутными водами ГЭС, или тоже уже канувшую в небытие мартеновскую печь, чей каркас воссоздан в парке в честь здешних сталеплавильщиков, а также – мемориал чусовлянам, погибшим в Чечне, - ты понимаешь: во-первых, какая великая у нас страна, а во-вторых, что это постоянно обновляющееся пространство могло возникнуть только из великой любви к собственному Отечеству. Здесь всё мне всё согрело душу: и памятник песне «Уральская рябинушка» композитора Евгения Родыгина, которую я исполняла, поступив в пятнадцатилетнем возрасте в Уральский народный хор, и гончарная мастерская, и гранитный Александр Грин, юношей исходивший чусовские леса. С особым чувством я посидела в крестьянском доме, попела русские народные песни. Ох, как они там звучат!.. Но ничто не заменит общения с самим Леонардом Дмитриевичем, человеком глубокой души и острого ума, не привыкшим останавливаться на достигнутом. Поэтому, где бы я ни была, но когда я буду исполнять свои песни, самые заветные, такие как «Встань за веру, Русская земля!», мысленно я всегда буду представлять те картины, которые увидела здесь у вас, в постниковских владениях, на берегу своенравной речки Архиповки... «Думайте поступками!» - заметил классик. Однажды народной певице вручали орден, и генерал, который его вручал, почему-то напомнил такой эпизод: когда во времена Горбачёва выводили наши войска из Германии, Татьяне Юрьевне позвонили и пригласили спеть на ступеньках рейхстага. Подобно тому, как когда-то это сделала великая Лидия Русланова. Петрова задала два вопроса: «По какому поводу пела Русланова?.. И по какому поводу буду петь я?..» Татьяну поняли… Само собой, на эти «торжества» она не поехала. Поехали другие. Юрий Беликов | |
Категория: Новости Этнопарка | Дата:26.12.2017 08:00 |
Просмотров: 1292 |
Теги: |