В Чусовском этнографическом парке побывала народная певица России Татьяна Петрова.
Приезд народной певицы совпал с Днём славянской письменности и культуры. Как известно, 24 мая весь православный мир чествует духовный подвиг Кирилла и Мефодия, основоположников единого славянского алфавита – кириллицы. Днём ранее Татьяна Юрьевна дала концерт на сцене пермского Дома культуры Солдатова, где собрались миряне и священнослужители.
Для многих было откровением услышать русские народные песни и романсы в исполнении Петровой, потому что «подменное российское телевидение» предлагает нам всё, что угодно, кроме голосов, в которых живёт душа народа. Вот и получается, что мы как бы знаем две России: одну по версии держателя первого канала Константина Эрнста, а другую – по версии Леонарда Постникова.
Разумеется, для Татьяны Петровой иной версии и быть не могло – она давняя и любимая гостья Чусовского этнографического парка. Мало того, - лауреат «Чусовской подковы» 2004 года. По словам Татьяны Юрьевны, её визит к Леонарду Дмитриевичу – это счастливое возвращение в то пространство славянского мира, которое когда-то скрепили азбукой Кирилл и Мефодий, а в наши дни продолжает скреплять своим духовным подвигом Постников и продолжательница его дела Ольга Леонардовна.
Нередко, когда слышат словосочетание «народная певица», кому-то, кто привык к словесным штампам, хочется подправить: «Народная артистка!» Так, да не так. В своё время Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, услышавший пение Петровой, молвил: «Не зовись артисткой, зовись народной певицей. Потому что ты не артистка, ты, когда поёшь, каждый раз переживаешь». А потом добавил: «Ты должна не тешить, а утешать людей».
Вот Татьяна и, переживая, утешает, а, утешая, переживает: «В нашей деревне огни не погашены, ты мне тоску не пророчь…» на стихи Николая Рубцова или: «Выхожу один я на дорогу…» на стихи Михаила Лермонтова. Причём, по признанию Петровой, этот известный текст она исполняет в той музыкальной редакции, которую слышал ещё Лермонтов. В свою очередь, саму музыкальную редакцию певице подсказал корифей русской культуры – композитор Георгий Свиридов.
Вообще, Татьяне Петровой везёт на поклонников её дара «Божьей иволги», как нарёк её талант один из поэтов. В их числе – покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Валентин Курбатов и многие другие. В этом славном ряду Татьяна Юрьевна всегда выделяла Леонарда Дмитриевича Постникова. Вот что она говорит, вновь побывав в этнографическом парке на берегу речки Архиповки:
- Я не вижу в России аналогов того, что сумел сделать Леонард Дмитриевич. Когда воочию и мысленно оглядываешь его детище – крестьянский дом, кузницу, торговую лавку, «Музей похода Ермака», расположенный в часовне, «Музей деревянной игрушки», «Музей писательских судеб», памятные знаки жителям Нижне-Чусовского городка, героям Грина в виде соединённых металлических каркасов старой пашийской домны или мартеновскую печь в честь здешних сталеплавильщиков, а также – мемориал чусовлянам, погибшим в Чечне, - ты понимаешь, что это постоянно обновляющееся русское пространство могло возникнуть только из великой любви к собственному Отечеству. Мне удивительно, почему Чусовской этнографический парк, чья слава и значимость давно перешагнула границы Пермского края, до сих пор не обрёл значение федерального? Мне всё согрело душу: и памятник песне «Уральская рябинушка» композитора Родыгина, которую я исполняла, поступив в пятнадцатилетнем возрасте в Уральский народный хор, и гончарная мастерская, где творит своё рукотворное чудо мастер Светлана Петровская.
С особым чувством я посидела в крестьянском доме, попела русские народные песни. Ох, как они там звучат!.. Но ничто не заменит общения с самим Леонардом Дмитриевичем, человеком глубокой души и острого ума, подвижником, не привыкшим останавливаться на достигнутом. Так, например, он показал, в каком месте этнографического парка он замыслил установить ветряную мельницу…
Сказанное народной певицей Татьяной Петровой не мешало бы зазубрить или хотя бы время от времени перечитывать всем, кто любит давать наставления и поучения работникам этнографического парка, и, будучи в очень скромном звании, числит себя едва ли не пупом Земли. Выбор прост: человек может оставить после себя всего лишь горстку праха или – любовь последующих поколений. Постников и Петрова выбрали последнее.
Юрий Беликов
|