Ровно тридцать лет назад Землю Постникова посетил знаменитый Вячеслав Иванович Басов, кузнечных дел мастер. В этом же году исполняется пятнадцать лет, как его не стало. Я отчётливо помню детали исторического визита в чусовские пенаты этого суздальского умельца, «раскусившего» секреты древнерусского булата и старинной монгольской стали, некогда, казалось, безвозвратно утраченные.
В 1988-м году ваш покорный слуга некоторое время работал в заводской многотиражке «Металлург» (ныне «Чусовской металлург») и, разумеется, приезд в наш город такой личности, как Басов, не мог пройти без внимания и, соответственно, интереса (сталь на сталь!) со стороны сталеплавильщиков. Я написал о Басове зарисовку, которая, если память мне не изменяет, была опубликована в «Металлурге». Но сначала позвонил основатель уже обретающего свои черты этнографического парка Леонард Дмитриевич Постников. Мол, не желаешь ли пообщаться с «самим Басовым»?
Мы пообщались. И я даже пригласил его отобедать в свою чусовскую квартиру – в дом № 15 по улице 50 лет ВЛКСМ. Тогда же кузнец подарил мне этот снимок, где он предстаёт перед нами в казачьем одеянии рядом с наковальней. На обороте значится: «Дорогому Юрию от булатного мастера».
Вспоминаю, как Вячеслав Иванович был впечатлён увиденным на левом берегу речки Архиповки. А обозрел он тогда, кроме гористо-лесисто-водного пейзажа, Музей похода Ермака, расположенный в часовне, перевезённой из деревни Махнутино. То бишь музей – практически в полном его объёме, может быть, за исключением скульптуры Ермака Тимофеевича Юрия Злоти, утвердившейся здесь несколько позже.
Это значит, что все коренные картины Павла Шардакова, с которых начался его живописный цикл, повествующий в красках о походе на Сибирь дружины Ермака, были Басовым узнаны. А ещё он услышал в аудиозаписи взволнованный рассказ в исполнении самого художника о всех перипетиях, коими сопровождался сам поход. Понятное дело, что кадром – за шардаковским рассказом и в особенности за его картинами – кузнец услышал и столкновение двух металлов – русского булата и монголо-татарской стали.
К тому времени, живший в древнерусском Суздале умелец, судя по всему, уже воссоздал в своей чудо-кузнице и то, и другое. Но – по порядку. Вячеслав Иванович Басов родился в 1939 году в городе Серпухове, однако большую часть своей жизни отдал Суздалю, где, собственно, и занялся раскрытием секрета изготовления булатной стали. Этому он посвятил двадцать лет своей жизни.
Наши предки долго хранили ключи к созданию около трёхсот видов булата. Думается, хорошо оснащённая холодным оружием дружина Ермака Тимофеевича также имела доступ к этим секретным рецептам. Да в середине ХIХ столетия те рецепты были утрачены. Но вот нашёлся посерёдке земли Русской человек, который деятельно задумался над восстановлением утерянного. Говорят, Вячеслав Иванович провёл более 400 плавок. И совершил открытие!
Специалист в этой области Леонид Архангельский так охарактеризовал труд суздальского умельца: «Вячеслав Иванович Басов… выплавил тигельным способом несколько сортов литой узорчатой стали – как дендритного, так и двухфазового типа. Некоторые из них имели ценимый в древности и упоминаемый Аносовым золотистый отлив…»
А вот что писал о пребывании легендарного кузнеца в Чусовом и на левом берегу Архиповки Леонард Постников: «Басов приедет! Встретиться с единственным в мире кузнецом-специалистом по булатному оружию, пожалуй, удача. Увидеть его за работой – удача вдвойне. Потомок революционера-большевика, а по материнской линии – запорожских казаков, Басов по натуре бунтарь. Но бунтарство сочетается в нём с завидной целеустремлённостью и великим терпением. Басова давно интересовала эпоха Ивана Грозного и, в частности, походы Ермака, поэтому он с удовольствием принял приглашение посетить музей народного героя».
Вячеслав Иванович буквально влюбился в детище Леонарда Дмитриевича. В особенности – когда сюда была перевезена из деревни Антыбары – родины Героя Советского Союза, командира группы «Альфа» – сельская кузница. Самая настоящая – с кузнечными мехами, горном и наковальней. И, конечно же, на следующий же год, после своего первого визита в будущий Парк истории реки Чусовой, Басов не преминул выковать здесь стальной клинок и топорик. Мне даже кажется: мои пальцы «впитали» поверхность той выкованной Вячеславом Ивановичем стали (вообще, ручная ковка не должна быть идеально ровной!).
А из разговора с кузнецом мне запомнилось многое. Например, такая тонкость: оказывается, присутствие женщины в кузнице не желательно. Ну, допустим, случайно зашла к кузнецу знакомая или подруга. А он не доглядел, вовремя не учёл, не услышал. И… «Тогда гони бракованную сталь на Запад!» Так говорил мне признанный мастер.
А ещё не нужно ковать в полнолуние. Энергетика луны тоже влияет на качество стали. «Сталь, вообще, очень нежный материал!» - открывал мне свои парадоксы Басов.
А вот и главный парадокс, из которого вскоре выросло посвящённое суздальскому умельцу стихотворение, вошедшее позднее в самые разные отечественные антологии. Вячеслав Иванович поведал мне об одном фантастическом случае: на поле Куликовом (том самом!) был найден меч времён исторической битвы между ратниками Дмитрия Донского и воинами хана Мамая. Учёные начали исследовать клинок в особых средах с проекцией на экран. И что бы вы думали? На экране забрезжили силуэты сражающихся людей!..
Иными словами, сталь запомнила происходившее! Вот вам и булат. Какая сверхчуткая у него структура…
Тем стихотворением (оказывается, ему тоже исполнилось тридцать лет!) я и позволю себе завершить свой сегодняшний рассказ.
МЕЧ, НАЙДЕННЫЙ НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
Суздальскому кузнецу Вячеславу Басову посвящается
Не дамоклов меч надо мной висит –
Куликовского поля меч.
Пропустили маги вся Руси
сквозь прибор древнерусскую месть.
И забрезжил вдруг на клинке Пересвет…
И поник Челубей челом.
И поведал булат через сотни лет
то, что он запомнил потом.
Раскалились два духа, а сталь нежней,
чем невеста при свете свеч.
И не месяц над крышей висит моей –
немигающий строгий меч.
Он от сглазу и ржавчины заговорён.
Он за ходом времён следит.
И чей дух из двух на земле силён –
он в металле отобразит.
Толстый волос ханского жеребца
захлестнул его рукоять.
Но средь русских лиц моего лица
на чудесном клинке не видать.
И всё ниже и ниже сползает меч,
словно я на суде стою.
Или голову снимет с моих он плеч,
или жизнь воскресит мою?
По сусекам скребу – по чужим зеркалам
дух свой бедный – о, будь отражён
в этом отчем зерцале, а нет – я сам
перережу волос ножом.
1988
Юрий Беликов
1. Таким он выглядел в 1988 году, - суздальский кузнец Вячеслав Басов, приезжавший в чусовской этнопарк
2. Топорик Вячеслава Басова
3. Виктор Касимов у кузницы из деревни Антыбары перевезенной в Этнопарк
4. Кузница в Этнопарке
5. Кольчуга в музее Ермака
|