Такие даты принято называть в народе годинами. Иными словами, годовщинами ухода родного или близкого человека. А то, что произведения писателя Виктора Петровича Астафьева остаются, по-прежнему, близки и дороги сердцам многих сограждан нашей страны, сомнений не вызывает. Да, 29 ноября 2001 года перестало биться сердце великого художника слова, труженика и гражданина. Незадолго до собственной кончины он в шутку говорил о своём посмертии:
- Вот уйду, обо мне ещё немного посудачат, а потом, глядишь, и забудут…
Однако сложно забыть «Царь-рыбу», «Оду русскому огороду», «Последний поклон», «Прокляты и убиты» - весь разворот астафьевских книг. Да и человеческий образ его во плоти и крови – исповедника и проповедника в одном лице. Во всяком случае, на литературной родине Виктора Петровича – в городе Чусовом, где когда-то он написал свой первый рассказ «Гражданский человек», его помнят и чтут. И не только у нас, в Парке истории реки Чусовой. Да, сюда Астафьев любил приезжать, гостить у Леонарда Дмитриевича и Зои Михайловны, слушать говор милой его сердцу речки Архиповки, прогуливаться вдоль кузницы, крестьянского дома и часовни похода Ермака.
На этом редком снимке, Астафьев заснят именно в том самом домике, насчитывающем 16 жилых квадратов, где жили Виктор Петрович с Марией Семёновной, их дети, нянька и где будущий великий писатель создавал свои первые рассказы, в том числе – первую книгу «До будущей весны».
Если внимательно приглядеться, можно увидеть, что в руках у Астафьева – том с произведениями Максима Горького. Думается, это не было случайным чтением: есть некое «босяцкое» сходство и энергия преодоления в судьбах того и другого.
А нынешний поклон памяти Астафьева никогда не будет последним.