1 мая исполнилось бы 93 года великому русскому писателю Виктору Петровичу Астафьеву, чей творческий путь начался в Чусовом. Если подходить к человеческой жизни чисто статистически, без учёта её особенностей, груза пережитого и наболевшего, покажется, что такой человек в очередной раз мог бы встретить свой день рождения. Ветеран войны?.. Но некоторые ветераны Великой Отечественной, что возрастом постарше, и ныне идут, слава Богу, праздновать свой Первомай и День Победы. Тут – как Господь рассудит. Человеку со своей логикой нельзя вторгаться в пределы Высшего разума.
Впрочем, если попытаться взвесить конкретную, астафьевскую судьбу, судьбу не только солдата, но и крупнейшего писателя, отзывавшегося в своих творениях на острые запросы истории и современности, то получится, что писательский труд, бескомпромиссный и самоотверженный, не способствует здравствующему удлинению жизни. Тем более, что главным своим произведением Виктор Петрович считал роман «Прокляты и убиты», который был написан им в девяностые годы, уже, как говорится, в преклонном возрасте.
Мне довелось застать Астафьева как раз в пору его работы над этим романом. Я приехал в Овсянку по командировке журнала «Юность». Мы общались с Виктором Петровичем сначала, сидючи на лавочке возле его деревенского дома, затем – в самом доме, а после – бродя по берегу Енисея. Конечно же, писатель много вспоминал о Чусовом, куда по окончании войны привезла Виктора Петровича спутница его жизни Мария Семёновна Корякина. Разумеется, астафьевские воспоминания касались и редакции газеты «Чусовской рабочий», где будущий автор «Царь-рыбы» и «Последнего поклона» вкалывал «литрабом», как он не единожды отрекомендовывался в своих «Затесях» и различных интервью. Но, говоря о тогдашней своей писательской работе, признавался: «Я сейчас пишу роман жесточайший, который жестокостями своими самого меня подавляет, но все жестокости ещё впереди…»
...
Читать дальше »