Присоединяйтесь!

Telegram канал Парка реки Чусовой

Livejournal

RSS канал новостей Парка реки Чусовой

Пушкинская карта

Госуслуги

Есть вопрос?

Ссылки

Статистика

Поиск

Фото из истории

Архив новостей

«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2018 » Январь » 19 » С возвращением Вас, Ермак Тимофеевич!
Новости Этнопарка [1177]
Новости Cпорта [138]
Олимпийские игры [23]
Информация [38]
Памятные даты [137]

С возвращением Вас, Ермак Тимофеевич!

Леонирд Постников, Павел Шардаков, Портет Ермака

В августе 1985 года уроженец Оханска, на тот момент утвердившийся в Волгограде, но в одночасье «заболевший» малой родиной и, в частности, Чусовою художник Павел Шардаков передал в дар Леонарду Постникову, основателю парка истории реки Чусовой поясной портрет Ермака. Шардаков писал его здесь, как и многие свои пейзажи, на её берегу, а также возле говорливого её притока – речки Архиповки, вдоль которой впоследствии и вытянулся нынешний этнопарк. 

Когда с портрета Ермака Тимофеевича упало белое полотно, из пёстрой череды чусовлян, прибывших по этому поводу из города, вырвался восторженный выдох:

- Похож!..

Это, если учесть, что наши предки не оставили своим потомкам прижизненных изображений покорителя Сибири, а к фотографам и вовсе никакого упрёка, поелику первые дагерротипы появились почти через три века после того достославного похода казачьей дружины. Но чусовлянам-то виднее. 

Ведь именно из Нижне-Чусовских Городков, входивших в тогдашнюю вотчину купцов Строгановых – и двинулся, согласно одной из исторических версий, легендарный атаман со товарищи. И будто был он уроженцем здешних мест, иначе как бы ему покорилась своенравная Чусовая, единственная река, проточившая Уральский хребет из Европы в Азию и расставившая при этом по берегам величественные камни, именуемые бойцами? 

И звали уроженца Василий, и носил он фамилию Аленин. Однако память народная сберегла только прозвище – Ермак, что значило «общий котёл», да отчество – Тимофеевич. Что касается внешнего облика главного супротивника хана Кучума, то строки исторической летописи оставили скупые штрихи: «Ликом плоск и волосом чёрен…»  Всё! 

Но таков был дар Павла Шардакова, который настолько перевоплотился в образ того времени, когда Русь Иоанна Грозного расширяла свои пределы и укрепляла границы, что его изображённого героя сразу признали чусовляне. Хотя чего тут признавать: в Чусовом достаточно пройти по местному кладбищу: по праву руку покоятся ермаковы, по леву – кучумовы. Спеклась родимая история…

Портрет атамана, равно как и другие картины Шардакова, повенчанные с этой темой, Леонард Постников разместит на стенах казачьей заставы «Аринушка» и Музея похода Ермака – первой часовне, в самом начале 80-х годов прошлого столетия спасённой им от разрушения и перевезённой из деревни Махнутино на левый берег речки Архиповки. Потом будут и другие спасённые часовни, а также крестьянские дома, старинная кузня и подлинная сельская торговая лавка… Заживёт, запереливается колоколами на звоннице воссозданная русская улочка, негаданно возникшая среди леса и гор близ города металлургов.

Цветную фотокопию портрета Ермака Леонард Дмитриевич подарит мне. С той поры и по сей день – стоит только, сидя за письменным столом, полуобернуться, - она на почётном месте среди дорогих мне фотографий и книг, воссоединённых на одной из полок книжного шкафа. Замечательно грубое, необработанно-скалистое лицо долгожданного варвара. Между прочим, чем-то родственное пишущему эти строки. Приведу забавный случай. 

Однажды я выложил эту фоторепродукцию в Сеть, а рядом мои московские знакомцы поместили добытый ими крупный план вашего покорного слуги. Поскольку я коренной чусовлянин и автор небезызвестного стихотворения «Я – Ермак, но глядящий на Запад», то сподобился на шутку: отрекомендовался прапраправнуком Ермака Тимофеевича. Сеть тут же загудела: «Сколько ж вам лет?!» И – устами известной писательницы: «Похож! (снова «похож!»). Само собой, Сеть мгновенно усомнилась: «Разве у Ермака были дети?!» Пришлось её успокоить: «Я – из племени незаконнорожденных».

Посему, когда 31 декабря 2002 года в этнографическом парке случился пожар, поглотивший вместе с двухэтажной резной постниковской резиденцией и висевший в кабинете Леонарда Дмитриевича портрет Ермака, я воспринял произошедшее как личную потерю. Ермак сначала утонул (там, в своей исторической реальности во время последнего боя с кучумовцами), а теперь ещё и сгорел. Неужели этот великолепный портрет будет жить лишь в своей уменьшенной копии на моей книжной полке?!

Знаю, с той поры усилиями других художников в этнопарке предпринимались попытки воссоздать по фотоснимкам утраченный образ. Но эти вариации, мягко говоря, не увенчались успехом. Да и войдёшь ли дважды в одну и ту же реку? Не важно – Чусовая это или Иртыш. Но, оказывается, всё уже осуществилось по Божьему замыслу. 

Узнав, что в пожаре обуглился его любимый «Ермак», Павел Шардаков ощутил, как катастрофически падает его зрение. Существует видеозапись, где живописец рассказывает о своей работе над портретом казачьего атамана и серией картин, повествующих в красках о всех превратностях похода его дружины на Сибирь. И отчётливо видно, какой слёзной поволокой покрываются ясные синие очи художника, когда он пытается передать состояние, овладевшее им в момент создания сцены гибели Ермака Тимофеевича. Шардаков научился мыслить себя в том времени и, если внимательно вглядеться в образы его картин, то в числе Ермаковых сподвижников можно различить лица как самого Павла Фёдоровича, так и во многом вдохновившего его на сей труд Леонарда Дмитриевича. Что уж говорить о чувствах автора портрета, подкошенного вестью, что этого портрета больше не существует?! 

Что предпринимает художник? Он пишет «Ермака» заново! Какой же запредельной волей и безграничной любовью к своему герою надо было обладать?! По свидетельству вдовы Павла Фёдоровича Светланы Шардаковой, её муж вдохнул жизнь в обуглившегося Ермака за три дня. Это было нечто сродни воскрешению. А потом зрение погасло…

Итак, хронология такова: в 1585 году Ермак утонул в притоке Иртыша реке Вагай, сражаясь с коварными врагами, в 2002-м сгорел при пожаре в Чусовском этнопарке, в 2003-м воскрешён из пепла живописцем Божьей милостью Павлом Шардаковым. А через пятнадцать лет, в канун 2018 года, вновь достиг незабвенных для него чусовских пределов. 

Так решила вдова, приславшая в адрес директора парка истории реки Чусовой Ольги Постниковой портрет великого русского воина и государственного мужа, прирастившего Сибирь-матушку к Уралу-батюшке, после чего и родилась бывшая Русью Россия. 

Что касается самого нового прежнего портрета, то вот как он видится давнему московскому сподвижнику Леонарда Дмитриевича, члену Союза архитекторов России Андрею Калинину:

- Портрет практически точно такой же, как и предыдущий. Особых различий я не уловил. Небольшое смещение взгляда (хотя Ермак так же смотрит внутрь себя, как бы погружённый в собственные мысли). Ещё некоторое отличие в фактуре воротника и цветовой гамме. Но это, как говорится, детали. Вглядываясь в нынешнего Ермака, я лишний раз отмечаю, что миссия воссоздавшего его художника была космичной. Шардаков – как отдельная планета, соединившаяся по воле Божьей с другой планетой – Постниковым. И кажется, что на фоне этого вихря, возникшего от соединения двух планет, завёлся и сам будущий этнопарк…

Итак, «Ермак» воротился на круги своя, и в этом – добрый и глубоко символический знак, словно бы дающий надежду на усиление дыхания самого парка истории реки Чусовой. К тому же шардаковский «Ермак Тимофеевич» прибыл сюда, что называется, не один. Вместе с портретом покорителя Сибири вдова художника подарила своеобразную икону, над созданием которой работал Павел Фёдорович. Главным героем её стал святой преподобный Трифон Вятский, чья жизнь и деяния связаны с чусовской землёй времён Строгановых. В его облике без труда различимы черты лица… основателя парка истории реки Чусовой Леонарда Дмитриевича Постникова. 
 
А кроме того, в этнографический парк переданы этюды, написанные Павлом Фёдоровичем, судя по всему, на подступах к Арининой горе, а также на берегу Чусовой и отображающие здешние пейзажи – архиповские и чусовские. И с пополнением экспозиции будто бы расширилось пространство самого парка. 

Юрий Беликов

1. "Ермак Тимофеевич Алёнин", холст, масло, 2003

2. Павел Шардаков за работой над картиной "На Чусовой"

3.  "На Чусовой", холст, масло, 1992 г.

4. Павел Шардаков на левом берегу Архиповки

5. "Осенний день", холст, масло, 1992 г.

6. "Чусовские дали", холст, масло, 1990 г.

7. 

8. Святой преподобный Трифон Вятский

Выражаем огромную благодарность Светлане Сергеевне Шардаковой за драгоценный подарок.
Спасибо - Ермак вернулся домой!

Категория: Новости Этнопарка | Дата:19.01.2018 08:00 | Просмотров: 1837 | Теги: Шардаков, Ермак
Смотрите так же :