Новости Этнопарка [1272] |
Новости Cпорта [139] |
Олимпийские игры [23] |
Информация [41] |
Памятные даты [145] |
Растворившийся в природе | |
24 февраля - День памяти замечательного чусовского художника Валерия Николаевича Чаплыгина, сподвижника Леонарда Дмитриевича Постникова. Так бывает – вроде живёт себе человек, такой же, как сотни, если не тысячи других, ходит от гудка до гудка на работу и с работы, в свободное от работы время что-то там малюет (в представлении соседей и сослуживцев), незаметно перетекает в небытиё и вдруг по прошествии времени оказывается, что в квартирах тех же самых соседей и сослуживцев, как небеса и реки по весне, как бы оживают развешанные по стенам пейзажные этюды, в одночасье написанные этим, «таким же, как все» человеком. И люди словно бы обновлёнными очами всматриваются в подаренные им «окошечки природы» и постепенно осознают их бесценность. Как, собственно, это произошло несколькими днями ранее, 21 февраля, когда в Чусовской центральной библиотеке имени А. С. Пушкина открылась выставка работ художника Валерия Чаплыгина «Герой «города гениев». За довольно уже длительное существование Парка истории реки Чусовой и протяжённую во времени жизнь его основателя Леонарда Постникова сюда, на левый берег Архиповки притягивалось столько натур художественных, что, ежели начнёшь сейчас перечислять собственно живописцев, графиков и скульпторов, не хватит и страницы. Среди них были личности выпукло яркие и запоминающиеся. Взять автора идеи и макета памятника Александру Грину, бывшего чусовлянина Виктора Бокарева. Заполошный, въедливый, говорливый. Или – Павел Шардаков, автор серии картин о Ермаке Тимофеевиче. Высоченный, с голубыми очарованными глазами, чьё внутреннее восхищение темами, за которые он брался, всегда вырывалось наружу, призывая вас к сопереживанию и соучастию. На этом фоне Валерий Николаевич – с его небольшой узкоплечей фигуркой, с зачёсанными назад и как бы пытающимися приподнять его обладателя в глазах собеседника всегда аккуратно уложенными волосами – явно проигрывал. Голосок – тоже… Во всяком разе голосищем его не назовёшь. Так, тенорочек. Хотя не без смешинки. Но эта смешинка, если сравнить с тем же Бокаревым, никогда не тяготела к назойливости. Я знавал Валерия Николаевича в пору, когда он не носил бороды. Но она-то как раз не была окладистой, а лишь скрывала далеко не волевой подбородок. Фамилия… С ней лично для меня приключается какая-то фантасмагория. Я долго её вспоминаю. Чебыкин?.. Чеботарёв?.. Потом заглядываю в очерк «Дар чувствовать и понимать» скрупулёзной Альмиры (Альмиры Михайловны Кардапольцевой, директора библиотеки имени А. С. Пушкина), опубликованный в книге «Чусовой литературный», и только тогда идентифицирую: «Ча-плы-гин». У Альмиры всё чётко инвентаризировано: «Различные лики природы нашли отражение в творчестве художника: притихшие перед грозой деревья, изумрудная зелень леса, серебро вымытых дождём домиков, светлая осень, ясная лазурь бездонного июньского неба… «Речка Архиповка», «Осень на Урале», «Скала Бревно», «Часовня», «дачный домик», «Начало зимы», «Родная Чусовая»… Ощущение, что Че…, Ча… (вот опять!), Чебыкин? Чеботарёв? Нет-нет, Чаплыгин. Так вот, ощущение, что он окончательно растворился в своих пейзажах и каждый раз окликает нас, когда мы, к примеру, оказывается в Парке истории реки Чусовой, который так щедро воспет им. Начиная с буффонадной копии «Охотников на привале», в чьи зияния вместо лиц (признайтесь!) на репродукции памятной картины Василия Перова не раз и не два, посещая этнопарк, вы примеряли, позируя перед фотокамерой, собственные физиономии, и заканчивая иконописными ликами в храме св. Георгия Победоносца. Да-да-да, иконы и сами иконостасные врата были так же, как и тонкие лирические пейзажи, созданы «Героем «города гениев» – Валерием Николаевичем Чаплыгиным. А знаменитый графический рисунок заснеженного домика писателя Виктора Астафьева на Партизанской? Он давно стал визитной карточкой и Чусового, да и, пожалуй, творчества самого Чаплыгина, уроженца города металлургов, работавшего, кстати, заливщиком металла на чусовском металлургическом. …Бытие любого настоящего художника делится на два этапа: прижизненный (это числитель) и посмертный (это знаменатель). Валерий Николаевич родился в «Городе гениев» 14 декабря 1931 года, а ушёл 24 февраля 2010-го. Если кто не помнит, откуда это название – «город гениев», загляните в череду астафьевских «Затесей»: так великий русский писатель не без иронии окрестил Чусовой. Правда, там же вы найдёте уточнение: «Город непризнанных гениев», если быть точным. Всё по справедливости: теперь, когда перед нами знаменатель чаплыгинской жизни, признание начинает занимать свою полноправную нишу. Юрий Беликов | |
Категория: Новости Этнопарка | Дата:23.02.2017 21:18 |
Просмотров: 1341 |
Теги: |