В окрестностях Пермской области можно найти удивительно яркий пласт истории толщиной в два столетия.
В этом местечке исторические имена и современные события смешались так причудливо, что клубок этот, кажется, почти невозможно распутать… Судите сами — какая взаимосвязь может быть между небезызвестным русским героем Ермаком Тимофеевичем, сестрой Чехова — Марией Павловной, писателем Виктором Астафьевым, телегармонистом Геннадием Заволокиным, бардом Олегом Митяевым и, наконец, победителем прошлогоднего кубка мира по санному спорту Альбертом Демченко?
На санях — в 19 век
Ответ заключается еще в одном имени, и это имя — Леонардо. Только не подумайте, что речь про Да Винчи, исторических личностей здесь и без того хватает.
Леонард Дмитриевич Постников (или «Чусовской Леонардо») — это живая легенда Пермского края. За свои восемь с лишним десятков он успел поставить на ноги российский санный и горнолыжный спорт и воссоздать в миниатюре отечественную историю 19 века.
Теперь, разогнавшись по одной из лучших санных трасс в России, можно попасть прямиком в дом к зажиточному крестьянину или на поле боя с татарским войском — это уж как повезет. По одну сторону реки Архиповки находится километровая трасса, на которой проводились первые Всесоюзные соревнования по бобслею, а по другую — Чусовской этнографический парк деревенской жизни 19 века, хаотично приправленный экспонатами советского периода.
Запой может сыграть на руку
Здесь утверждают, что громких российских побед в бобслее без леонардовской смекалки и локального случая бытового алкоголизма могло и не быть.
В детской спортивной школе олимпийского резерва «Огонек», которую Леонард Постников организовал с нуля, училась дочка Чусовского Леонардо. В то время существовала система спортивных классов, и тренер был для ребят одновременно и горнолыжным наставником, и классным руководителем. Потерять такого тренера значило потерять «второго отца», ведь ребята пропадали в школе целыми сутками.
Когда тренер Ольги Постниковой запил, променяв тренерскую форму на робу грузчика, 30 ребятишек остались без горнолыжного будущего — нужные кадры в Чусовом можно было тогда пересчитать по пальцам. И тогда Постников решил — спасти положение можно только открытием нового направления. Исколесив Москву и Ленинград, директор «Огонька» привез домой едва начинавший развиваться в России санный спорт.
Результат — буквально конвейерное производство медалей всех оттенков. Одну из последних золотых побед принес «Огоньку» Альберт Демченко, победивший в прошлогоднем мировом кубке по санному спорту. Всего же из под крыла спортивной чусовской школы вышли 110 мастеров спорта и 4 чемпиона мира, блистающие в бобслее, фристайле и могуле — лыжной акробатике.
Потоп, ставший водоразделом
А при чем же тут музей 19 века? — возникает невольный вопрос. Дело в том, что Леонард Постников был не только директором школы, но и тренером. Он прекрасно знал: чтобы ребята покоряли олимпийские высоты, одного лозунга «Быстрее, выше, сильнее» явно недостаточно. Нужна еще самодостаточность, которая не приходит без понимания своего места в жизни и постижения исторических корней.
Так напротив спортивных трасс появилась дюжина построек 19 века, перевезенных сюда со всех уголков Пермской области или построенных на месте по образу и подобию исторических. Кроме ветряной и водной мельниц в этнографическом парке есть своя церквушка, музей старорусских игрушек, литературный музей, лавка, дом зажиточного крестьянина и музей Ермака — чусовского освободителя Сибири.
Бродя от дома к дому, можно потрогать своими руками настоящие онучи, выяснить для себя, что «носатиком» раньше называли прообраз чайника, и узнать, что пуд свинины в 18 веке стоил рубль шестьдесят, а среднемесячный доход крестьянина не дотягивал и до 20 копеек.
Все эти кусочки истории в пору директорства Леонарда Дмитриевича собирались от случая к случаю. Руководство школой отбирало много времени и сил. А в начале 90-х советская власть нашла способ поставить на место Постникова своего, более удобного, человека. Архиповка разлилась, повредив чусовское имущество — выходит, действующий директор не доглядел за природой…
Зато с этого момента Леонард Дмитриевич мог целиком и полностью заниматься своим музеем, а спорт оставил детям — Ольге, прославившейся в бобслее, и Владиславу, ставшему старшим тренером олимпийской сборной страны по горным лыжам.
Пофисгармоним?
Через некоторое время энтузиазмом чусовского Леонардо воодушевились пермяки. В Парк стали прибывать экспонаты, найденные в бабушкиных сундуках или на чердаках. Последним подарком, принесенным сюда незадолго перед нашим приездом, стала старая чернильница. Сейчас она проходит адаптацию к новым условиям в личном кабинете Леонарда Дмитриевича, а вообще для таких экспонатов из разряда «всякой всячины» предусмотрено место в старорусской лавке.
Там под самым потолком висят гроздья баранок, «музыка ветра» из лаптей, башмачков и коньков, таблички «Бакалея колонiальныя товары» и «Мануфактура и галантеръя». Последние свидетельствуют о том, что в эту лавку сдавал товары весь чусовской «малый и средний бизнес».
Сейчас в магазине 19 века собрано столько экспонатов, что впору уже отделять от него самостоятельные тематические музейчики. Собственно, Леонард так и собирался сделать с коллекцией гармоней, если бы не трагическое происшествие.
Последние несколько лет ведущий телепрограммы «Играй гармонь» Геннадий Заволокин был завсегдатаем музея и хорошим другом Леонарда Дмитриевича. Идея выделить музыкальные инструменты в отдельное направление была совместной. Естественно, и делать музей русской гармони собирались вместе. Но почти через неделю после своего последнего посещения Постниковых, Заволокин трагически погиб.
Тем не менее, музыка в Парке время от времени продолжает звучать. Еще один хороший друг чусовского музея и бывший однокурсник Ольги Постниковой — бард Олег Митяев — любит позажигать на местной фисгармонии не меньше, чем на гитаре.
Немало собрано в лавке разнофасонных самоваров, посуды, деревянных лошадок… Есть прародительница швейной машинки, граммофон и даже пожелтевший от времени «Торговый уставъ» 1886 года.
Слушать историю, сидя на историческом стуле
На территории самого Парка тоже есть немало интересных экспозиций. Если выйти на берег Архиповки, можно увидеть работающую водяную мельницу и даже уменьшенную копию струга, сделанного по образу и подобию тех лодок, на которых совершал свой знаменитый речной поход Ермак.
Еще одна тематическая коллекция Парка — это скульптуры товарища Ленина, то здесь, то там пугающие новичков-посетителей своей явной инородностью в древнерусской среде. Как попали сюда бюсты и пафосные фигуры великого вождя, затрудняются объяснить даже старожилы музея.
Зато о чусовлянах, которые прославились за пределами родного края, вам могут рассказывать долго и с упоением. Своих героев здесь помнят наперечет: на стенде под общим заголовком «Мы — чусовляне» перечислены все, кто хоть одной ногой постоял на здешней земле. В числе прочих околочусовских звезд назван даже Гайдар.
Особенно же в парке любят вспоминать летчика-поэта Каменского (который частенько выписывал поэтические пируэты с Маяковским) и близкого друга Постниковых, советского писателя Астафьева.
А прямым потомкам Чехова Ольга Леонардовна Постникова обязана своим именем. Сестра Постникова, страстная театралка, была хорошо знакома с сестрой великого писателя — Марией Павловной. И на семейном совете было решено назвать девочку Ольгой — в честь жены писателя, мхатовской актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой.
Но приятнее всего удивляет тот факт, что за обилием громких имен не потерялось и не затерлось самобытное имя Постниковых. Людей, которые, находясь в пермской провинции, вершат современную спортивную историю и собирают по крупицам древнерусскую культуру.
При этом чусовской Леонардо не любит быть в центре внимания и недолюбливает журналистов. Может быть, именно поэтому мне довелось беседовать об истории Парка, сидя на подозрительно-раритетном стуле, любезно предложенном пермской легендой. Позже выяснилось, что мебель в кабинете чусовского Леонардо тоже непростая — стул оказался двухсотлетним…
Алена Петренко |