Новости Этнопарка [1271] |
Новости Cпорта [139] |
Олимпийские игры [23] |
Информация [41] |
Памятные даты [145] |
Камертон совести | |
Так совпало: год 70-летия Победы по инициативе Президента России Владимира Путина объявлен Годом литературы. А литература наша о Великой Отечественной войне – это своего рода камертон совести, самоотверженности и любви к Родине. Причём те, кто прошёл горнило Великой Отечественной, не могли не привнести все эти качества и в литературу. Чусовому в этом смысле повезло: Виктор Астафьев, Мария Корякина-Астафьева, Олег Селянкин – вот они, немеркнущие имена писателей-фронтовиков, чей физический факт появления на свет (Олег Селянкин и Мария Астафьева-Корякина) и факт литературного рождения (Виктор Астафьев) имеют прямое отношение к истории нашего города. Загляните в «Музей писательских судеб» Чусовского этнографического парка: портреты всех троих, принадлежащие кисти разных художников, смотрят на вас со стен. Когда слышишь устоявшиеся выражения типа «они ковали Победу» или «они отстояли нашу свободу и право на жизнь», не всегда постигаешь во всей существующей полноте и глубине, что за этими фразами – жизнь и судьба таких людей и таких писателей, как Виктор Петрович, Мария Семёновна и Олег Константинович. Мне довелось знать всех троих. Сначала заочно – когда работал в газете «Чусовской рабочий», а рядом со мной – те «старики», которые смолили здесь свои «беломорины» вместе с будущим автором романа «Прокляты и убиты», для которых он был просто Витька, падкий на выдумки и причуды. Затем, году в 1985-м, состоялась встреча в редакции: астафьевской четы и нас, тогдашних корреспондентов. А летом 1992-го – уже по командировке от журнала «Юность» - я приехал сначала в красноярский Академгородок, где Мария Семёновна потчевала меня собственноручными разносолами и домашним ягодным вином, а потом отправился в Овсянку, где, собственно, и записал несколько аудиокассет «бирюзовой» речи Виктора Петровича. С Олегом Константиновичем Селянкиным вышло примерно также: сперва в качестве посланца «Чусовского рабочего» я еду в Пермь и делаю с ним интервью, где он вспоминает о своём житье-бытье на своей малой родине (здесь он закончил железнодорожную школу – нынешнюю школу № 75, а дальше началась его фронтовая, а после – писательская судьба) и привожу в Чусовой «трофеи» - капитанскую фуражку Селянкина (в годы войны он командовал дивизионом катеров-тральщиков, участвовал в Сталинградской битве) и его кортик. Оба «трофея» передаю в Музей истории реки Чусовой (так именовался тогда этнографический парк) Леонарду Дмитриевичу Постникову. Кстати, позднее (эта была одна из последних прижизненных и осуществлённых задумок Леонарда Дмитриевича) в этнопарке будет открыт памятный знак героическому человеку и честному писателю Селянкину в виде объединённых якоря и штурвала, в центре которого – орден Великой Отечественной войны. Впоследствии я виделся с Олегом Константиновичем не раз, поскольку он был долгие годы – ответственным секретарём Пермской писательской организации. Члены творческого Союза звали его между собой уважительно – «Адмирал», и это по большому счёту соответствовало истине: писательским кораблём Олег Константинович командовал уверенно, строго, но и доброжелательно. К тому же, как сейчас помню, у Дома писателей на Сибирской, 30 всегда была «пришвартована» автомашина «Волга», находящаяся в пользовании «Адмирала» Селянкина. Больше никаких государственных «Волг» в ведении тружеников пера я не наблюдал. Это была эпоха бывших фронтовиков, которые не только возглавляли творческую организацию, но и обком КПСС. Но вернёмся на чусовскую землю. Недавно, листая один из номеров литературного журнала «День и Ночь», в своё время созданного по инициативе Виктора Астафьева, я наткнулся на стенограмму его встречи со студентами томского университета. В ходе разговора, вспоминая, разумеется, свою человеческую и литературную эпопею в нашем городе, Виктор Петрович сделал убийственное признание: «Я жил в страшном городе – Чусовом…» Думаю, что за этим определением – «в страшном» кроется всё: и послевоенная голодуха, когда они, молодожёны, потеряли с Марией Семёновной первенца – дочку Лидочку, и бездушие местных властей, этих многочисленных и безликих депутатов, чиновников да начальников. Прибавьте сюда мыканье по всякого рода съёмному жилью, нож «героя» астафьевского фельетона, пробивший лёгкое начинающего журналиста и писателя, все «лисьи хвосты» над ныне молчащим заводом, некогда дённо и нощно расползающиеся над городом… Да, собственно, вот она, одна из затесей Виктора Петровича, озаглавленная не как-нибудь, а «Самые тяжкие минуты жизни»: «Овраг мы засыпали до половины мусором, собранным с нашего участка, который отвели нам на свалке «по блату» за то, что мы поставили на последние деньги лагуху браги и выпоили её каким-то горисполкомовским ярыжкам. Я их не помню, да и не надо их помнить, тошнее на сердце станет, а там и без того…» Вот и нам, читателям произведений солдата Великой Отечественной Виктора Астафьева (он всегда писал во всех анкетах в графе «воинского звание» - солдат) надо помнить не «горисполкомовских ярыжек» и иже с ними, а творения, завещанные нам писателем, в том числе, - о фронте, о войне, начиная с самого первого, напечатанного в «Чусовском рабочем» рассказа «Гражданский человек», а далее – «Солдат и мать», «Где-то гремит война», «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»… И, конечно же, читать сборники рассказов капитана-лейтенанта Великой Отечественной Олега Селянкина: «Друзья-однополчане», «Мужество», «Злыдень», повесть «Есть, так держать!», его романы «Школа победителей» и «Костры партизанские»… Это тот самый камертон совести, самоотверженности и любви к Родине, о котором я сказал выше. Юрий Беликов | |
Категория: Новости Этнопарка | Дата:08.05.2015 13:22 | Просмотров: 2084 | |