Присоединяйтесь!

Telegram канал Парка реки Чусовой

Livejournal

RSS канал новостей Парка реки Чусовой

Пушкинская карта

Госуслуги

Есть вопрос?

Ссылки

Статистика

Поиск

Фото из истории

Архив новостей

«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2016 » Январь » 22 » 22 января – день памяти замечательного художника, мастера книжной иллюстрации Валерия Николаевича Аверкиева
Новости Этнопарка [1169]
Новости Cпорта [138]
Олимпийские игры [23]
Информация [38]
Памятные даты [135]

22 января – день памяти замечательного художника, мастера книжной иллюстрации Валерия Николаевича Аверкиева

Валерий АверкиевОн любил приезжать к своему другу – Леонарду Дмитриевичу. Любил пространство, созданное руками, умом и сердцем Постникова. Пространство, именующееся Парком истории реки Чусовой. Валерий Николаевич здесь превращался буквально в ребёнка. Уже огрузневший, едва ли не подпрыгивал и восторженно спрашивал:

- Лёньша, а Лёньша, а как ты это всё тут обустроил?..

Лёньша (он же Леонард Дмитриевич) глядел на Валерку чуть снисходительно – как взрослый на дитятю. Мол, пусть парень порезвится-порадуется – вырвался из семейных уз на свободу. Пусть душой отдохнёт – порисует… 

Аверикиев, действительно, приезжал в этнопарк с этюдником. Устанавливал его в «открывшемся» ему месте и писал пейзажи. Он любил писать пейзажи, и они ему удавались. Как впрочем, и портреты. Помнится, как он писал портрет самого Лёньши, друга Валерия Николаевича ещё со времён Лысьвы.

Да, они оба выросли в соседней к Чусовому Лысьве и, несмотря на то, что чисто профессионально судьба их вроде бы развела (Постников ушёл в спорт, а Аверкиев выбрал стезю художника), всегда тяготели друг к другу. А когда Леонард Дмитриевич создал на левом берегу речки Архиповки этнографический парк, «начинённый» собственными «арт-объектами» (тогда такого словца ещё и не было), - Валерий Николаевич чётко для себя осознал: вот родственная и, мало того, абсолютно художественная душа!

С Аверкиевым меня свёл, конечно же, Леонард Дмитриевич. Я тогда ещё жил в Чусовом и нередко, приезжая в Пермь по той или иной надобе, останавливался в гостеприимной мастерской художника в доме на Хохрякова. Привлекал он меня и как личность. Не все художники мыслят масштабно, не у всех развито языковое чутьё. Валерий Николаевич всегда мог эмоционально и убедительно изложить собственные взгляды, был великим спорщиком, любящим своих сыновей отцом и, безусловно, - прирождённым книжным графиком.

Рассматривая в интернете обложки книг, которые он иллюстрировал в Пермском книжном издательстве, я вдруг озарился внезапно нахлынувшим счастьем: оказывается, и «Друзья мои, приятели и др.» Льва Давыдычева, и «Айвенго» Вальтера Скотта, и «Педагогическая поэма» Антона Макаренко – все были оформлены и проиллюстрированы Валерием Николаевичем Аверкиевым (то есть – почти все мои книги детства и отрочества!), хотя я узнал об этом только сейчас. Но тем радостнее запоздалое узнавание…

По просьбе Леонарда Дмитриевича Валерий Николаевич оформил и поэтический буклет «Примеряю Шапку Мономаха», куда вошли некоторые мои стихи чусовского периода. Внутри – иллюстрации к стихам (мастер-малахитчик в окружёнии ястреба, рыси и змеи, любезные аверкиевскому сердцу пугачёвцы, Ермак Тимофеевич, устремивший свой взор не на Восток, а на Запад, ангел в противогазе). И ещё портрет мой – на оборотной обложке буклета. Внизу, где выходные данные, значится: «Художник В. Аверкиев. Редактор Л. Постников». Позднее, по прошествии многих лет, Леонард Дмитриевич использует этот графический портрет работы своего друга юности, вынеся его на обложку нового своего проекта – книги-фотоальбома «Чусовой – это совы на сучьях сосновых» о моих творческих перипетиях и встречах со «штучными» собеседниками.

Уход художника можно назвать парадоксальным. Будучи в силе и здравии, сначала сломал ногу. Потом его долго мучил гипс, как оказалось, неправильно наложенный. На этой почве накалились нервы. И, хотя гипс Валерий Николаевич собственноручно снял, но нервная система была уже на пределе. Так он очутился в неврологическом отделении психбольницы. Никогда не присягавший болячкам, привыкший к свободе и домашнему уюту, он несколько раз порывался покинуть это узилище, однако – в результате – оказывался привязанным к койке. На запястьях синели синяки, когда сыновья навещали его в этой лечебнице. А потом развилась и пневмония…

Помнится, в «Звезде» я опубликовал тогда статью «Синяки на запястьях художника», посвящённую судьбе Аверкиева. В памяти и поминки в его же мастерской. Звонил колокол ближайшего, расположенного во дворе храма. В глазах у меня стояли слёзы…

Юрий Беликов

Ссылка на статью Ю. Беликова в «Звезде» «Синяки на запястьях художника».

 

Категория: Памятные даты | Дата:22.01.2016 20:58 | Просмотров: 1785 | Теги: Аверкиев
Смотрите так же :