Новости Этнопарка [1271] |
Новости Cпорта [139] |
Олимпийские игры [23] |
Информация [41] |
Памятные даты [145] |
Поводырь Грина | |
27 февраля исполнилось два года со дня кончины ещё одного знакового для Парка истории реки человека. В этот день 2015 года не стало выдающегося скульптора Виктора Бокарева, автора проекта памятника Александру Грину, установленного на левом берегу Архиповки. По какому-то провиденциальному стечению обстоятельств Виктор Петрович ушёл в один месяц и год вместе с Леонардом Дмитриевичем. Мне довелось знать Бокарева достаточно близко. Сейчас я оглядываюсь на свой застеклённый книжный шкаф, украшенный подлинниками или репродукциями людей «штучных» - живописцев, графиков, фотохудожников. Взгляд останавливается на самой «верхней» фотографии. На ней – как бы с примесью «говорящего» воздушного пространства (что, собственно, любил применять Бокарев) – отлит в металле лик Христа. Глаза и переносица – в виде аскетичного креста. Над головой – не то нимб, не то подкова. А на нимбе-подкове – знаки Зодиака. Этот необычо выполненный лик Спасителя привлёк меня, очевидно, тем, что в нём сквозит какая-то особая космичность. Именно сюда перебрался в одночасье из Челябинска уроженец Чусового. Челябинск стал для него буквальным кошмаром. Здесь, после того как в Москве по указке генсека Никиты Хрущёва была разогнана «бульдозерная» выставка, под каток которой попал Эрнст Неизвестный, тогдашний учитель Виктора Бокарева, на его ученика начались гонения, перерастающие в погром. Науськанные местными функционерами от искусства, солдаты разгромили бокаревскую мастерскую. Сами же работы выбросили на свалку. Разумеется, это случилось ещё в советские времена, чьи адепты всюду выискивали своих идеологических противников. Впрочем, впоследствии, став пенсионером, Хрущёв покаялся перед многими творцами, на которых он тогда (чёрт, дескать попутал!) занёс свой партийно-государственный кулак. Только вот перед Бокаревым лично никто не извинился. А в новейшую уже, псевдодемократическую, как я узнал недавно, у него отобрали мастерскую и даже запихали скуптора в психушку. Вот как описывает его тамошье пребывание мой коллега по «Комсомольской правде» Георгий Цельмс: «Друзья навещали его там – на пять пациентов выдавались одни ветхие пижамные брюки. Носили их по очереди...» У любой власти есть одна неизменная, родовая черта – за редким исключением, власть всегда художественно тупа. Поэтому любой подлинный, бескомпромиссный художник для неё – враг. Бокарев в долгу не оставался. Он создавал своих стоящих на коленях «атлантов» – либо с закрытой пятернёй лицом, либо – со связанными за спиной руками. Одна из самых известных работ Виктора Петровича – «Последний концерт». Отлитый из бронзы великий русский композитор Сергей Рахманинов, изгнанник и патриот России, опершись на рояль, отвешивает поклон – то ли публике, то ли своей исторической Родине. Эта четырёхметровая композиция установлена в парке Ноксвилл штата Теннесси США. А в Парке истории реки Чусовой – уже ставший знаменитым гранитный бокаревский Грин. Грин, к которому любят приезжать молодожёны и поэты, писатели, художники и просто романтики. Первые трудные штрихи в работе с камнем наносил именно Виктор Бокарев (в дальнейшем – пермский скульптор Радик Мустафин), так что мы можем сейчас с гордостью произнести: «Грин вышел из камня, благодаря этому выдающемуся человеку, каким был и остаётся Виктор Петрович, родившийся на чусовской земле. Юрий Беликов | |
Категория: Новости Этнопарка | Дата:27.02.2017 11:21 |
Просмотров: 2160 |
Теги: |